ГЛАВНАЯ                    СТАТЬИ                    КНИГИ                    ИНТЕРЕСНОЕ                    КОНТАКТЫ                    ССЫЛКИ
МАРКЕТИНГ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ТОРГОВЛЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ПСИХОЛОГИЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ







Украинские 120x60



Украинские 120x60






Отец консалтинга


Американец Марвин Бауэр всего полгода не дожил до своего 100-летнего юбилея, который отмечается в эти дни. В историю бизнеса он вошел как создатель всемирно известного консалтингового брэнда - McKinsey & Company - и один из тех предпринимателей, которые положили начало управленческому консалтингу

Марвин Бауэр родился 1 августа 1903 года в городе Цинциннати, штат Огайо. Изучал экономику и психологию в Брауновском университете. Затем последовали юридический факультет и школа бизнеса Гарвардского университета. Качественное образование стоит недешево. Жене Марвина специально пришлось пойти работать, чтобы помочь супругу оплачивать счета за прослушанные лекции. Но в конечном итоге семейные инвестиции в знания окупились сторицей. Бауэр получил сразу две ученые степени - доктор юриспруденции и магистр делового администрирования. И приобрел настолько широкий кругозор, что, по существу, сконструировал новую профессию.

Впрочем, первая попытка новоиспеченного юриста найти работу закончилась неудачей. В компанию Jones Day в Кливленде, куда он попытался устроиться сразу после получения диплома юриста, его взяли только после окончания Гарвардской школы бизнеса. Молодому специалисту поручили роль секретаря в комитетах, разгребавших наследство обанкротившихся компаний и выплачивавших деньги их кредиторам. В разгар Великой депрессии такой работы было невпроворот. Профессиональная любознательность побудила Бауэра взглянуть на проблемы бизнеса шире, чем просто возврат долгов. Его заинтересовал вопрос о том, какие причины - кроме неблагоприятной рыночной конъюнктуры - привели к краху той или иной компании. Какие упущения были в управлении фирмы и определении общей стратегии ее развития? Как с удивлением для себя обнаружил Бауэр, никто вокруг этим не интересовался.

Кадры - самый ценный капитал

Своими идеями молодой юрист поделился с университетским профессором Джеймсом МакКинзи, владельцем одноименной инженерно-аудиторской компании из Чикаго. В 1933 году Бауэр стал сотрудником этой небольшой фирмы, где начал воплощать в жизнь свои управленческие принципы, сделавшие ее одним из самых уважаемых деловых институтов в мире.

В 1937 году, после смерти своего основателя, компания McKinsey раскололась. Марвин Бауэр практически воссоздал ее на базе нью-йоркского отделения, став одним из ее руководителей, и во всей широте проявил свой управленческий талант.

Первый принцип Бауэра касался подбора кадров. Начал он с собственного бизнеса. В первые годы своего существования McKinsey предпочитала нанимать инженеров среднего возраста, успевших поработать на производстве: считалось, что их возраст и практический опыт придают консалтинговой фирме больше веса. Бауэр же сделал ставку на интеллект и стал приглашать талантливых выпускников Гарвардской школы бизнеса, иной раз прямо после выпускной церемонии. "Консалтинг становится все более интеллектоемким", - объяснил он свой подход, создав заодно новый термин.

Самыми важными личными качествами для сотрудников консалтинговой компании Бауэр считал интеллект, чувство ответственности, инициативу и воображение. В управленческой теории известен выдвинутый Бауэром "метод McKinsey", обеспечивающий быстрый профессиональный рост кадров: предоставлять сотрудникам всю широту ответственности и выплачивать высокое вознаграждение за достигнутые позитивные результаты. Именно Бауэр сформировал систему обучения кадров в процессе повседневной работы, которая распространена сейчас повсеместно. Он советовал уходящим руководителям продавать акции фирмы ее действующим партнерам. Он подал такой пример: покидая пост директора McKinsey, продал фирме свой пакет акций по номиналу, гораздо ниже их рыночной стоимости. Правда, и после этого патриарх консалтинга еще более 20 лет работал в фирме и продолжал жить ее интересами и заботами.

Добросовестный бизнес - успешный бизнес

Другой принцип Бауэра касался этики бизнеса. Консалтинговая фирма должна, по его мнению, прежде всего разобраться в сути проблемы, с которой столкнулся клиент, и лишь потом предлагать пути ее решения. Глава McKinsey считал честность и порядочность в делах важнейшими условиями успешного бизнеса. От своих сотрудников он требовал ставить интересы клиента выше выгод своей фирмы. И считал, что плату за консультационные услуги следует брать лишь тогда, когда видно, что они принесли явный эффект.

Показательна разборчивость Бауэра: он отказывался от заказов, которые считал бесперспективными, бессмысленными или экономически неэффективными. Например, не стал консультировать экстравагантного миллиардера Говарда Хьюза. Отказался давать рекомендации по спасению за счет налогоплательщиков корпорации-автогиганта American Motors, потерявшего конкурентоспособность на рынке. И это даже невзирая на просьбу самого президента США!

Широко известна феноменальная прямолинейность Бауэра. Однажды, столкнувшись с фактами назойливого вмешательства в дела консультантов со стороны главы компании-клиента, он, поднимая тост на банкете, заявил, что "проблемы компании в ее высшем руководстве". На этом клиентские отношения с данной компанией закончились. Бауэр всегда отказывался сотрудничать с компанией, не готовой к переменам, не соглашающейся перестроить свою работу.

Однако подобная прямота и требовательность главы McKinsey, разумеется, в сочетании с высоким профессионализмом сотрудников лишь привлекали клиентов. C 1950 по 1967 годы, когда Бауэр был управляющим директором компании, ее ежегодный доход вырос с $2 млн. до $20 млн. McKinsey работала с Банком Англии, компанией PepsiCo, помогала в реорганизации таких крупных корпораций, как General Electric и General Motors. Среди ее клиентов были также два президента США, Ватикан и правительство ФРГ, которому Mckinsey помогала в реформировании западногерманской экономики.

Непреходящие ценности

Бауэр создавал традиции и сам тщательно им следовал. Для него McKinsey была не компанией, а "Фирмой", то, чем она занималась, было не бизнесом, а практикой, в ней получали не заказы, а реализовывали проекты. Такая терминологическая щепетильность на грани причуды отражала особую заботу об авторитете дела, которому служил его лидер. "Сам по себе Марвин, его облик, его энергетика и сила, его импозантность, влиятельность и богатство функционировали как целый институт", - признавался один из его ближайших партнеров Рон Дэниэл.

При всем своем консерватизме Бауэр не был чужд переменам. Так, он был приверженцем строгого соблюдения "правил в отношении костюма". Полагая, что сам облик консультанта должен подчеркивать солидность его компании, глава McKinsey требовал ото всех своих сотрудников носить шляпу и запрещал надевать короткие носки. Бауэр в буквальном смысле требовал "не обнажать плоть". Правда, в 60-е годы он все же признал изменения в нравах и моде и смягчил ряд требований.

С самых первых дней в основу деятельности McKinsey Бауэр заложил два фундаментальных принципа, которые и сегодня определяют стиль работы фирмы. Первый - достижение клиентом заметных и устойчивых положительных перемен. Второй - стремление создавать выдающуюся организацию, способную привлекать, вдохновлять и удерживать незаурядных людей, обеспечивая их профессиональный рост. Оба эти принципа составляют миссию фирмы.

В эпоху, когда нормой бизнеса стали слияния и повсюду как грибы после дождя стали появляться филиалы известных фирм, все удивлялись предпринимательской осторожности Бауэра. Он крайне вдумчиво, осторожно подходил к открытию местных отделений McKinsey. Когда требовалось, выделял для этого одного из "партнеров" (старших сотрудников) и помогал ему сформировать свою команду. В результате новое отделение McKinsey становилось точным клоном материнского, ни в чем не отклоняясь от действующих в нем принципов и методов.

На фоне коррупционных скандалов, потрясших западный деловой мир на рубеже XX и XXI веков, щепетильность Бауэра выглядит как большое достоинство. Созданная им McKinsey & Company ныне стала подлинной глобальной фирмой, в то же время повсюду сохраняющей стабильно высокую репутацию. В США она консультирует более половины крупнейших корпораций. Отделение McKinsey имеется и в Москве. Деятельность Бауэра убеждает: любой бизнес, чтобы быть успешным, никогда не должен поступаться принципами и забывать о деловой этике. Иной подход неизбежно обернется потерей доверия и, в конечном итоге, неудачей.



Катарина Мурадян

Журнал "СВОЙ БИЗНЕС"



Обсудить на форуме