Цикл лекций "Техника делового общения"
План-конспект лекции № 1
"Основы построения взаимоотношений с
людьми"
Михаил Валентинович Пшеничнов
Продолжение
Восприятие
Притча: Однажды человек, принимая ванну, наступил на
мокрую веревку, и ему показалось, что это змея. Он мгновенно
представил себе все мучения, которые последуют за ее укусом и его
охватил страх смерти. Как только он разобрался, что это всего лишь
веревка, он тут же успокоился и испытал облегчение. Стало быть,
причина его страха была в ошибке, в неправильном представлении о
реальности.
То, что мы описали, называется интерпретацией. С помощью
наших органов чувств мы получаем информацию из внешнего мира, а
потом интерпретируем ее.
И вот именно благодаря этому у всех нас возникает множество
проблем в общении друг с другом. Наше собственное представление о
каких-то вещах может не совпадать с представлениями других
людей об этих же самых вещах. Это может существенно повлиять на наши
взаимоотношения.
Представьте себе, что кому-то показалось, будто вы
высказали в его адрес какое-то унизительное замечание. Это могло
произойти из-за того, что вы не совсем удачно выразились, или
причиной тому был ваш тон, интонация, с которой вы это произнесли,
или даже просто модуляция голоса.
Восприятие того, что происходит вокруг, в огромной степени
зависит также от системы ценностей каждого конкретного человека.
Одна и та же вещь в системе ценностей одного означает одно, в
системе ценностей другого человека - совсем иное. Таким образом,
каждый из нас исходит из своей системы ценностей, которая является
уникальной и оказывает решающее воздействие на формирование наших
представлений.
Разумеется, полностью избежать неправильного восприятия и
истолкования фактов невозможно. И все же, если вы будете тщательно
планировать и точно осуществлять все, вами задуманное, в процессе
общения, то ошибки могут быть сведены к минимуму.
Мотивация
Это глубинные причины, которые побуждают нас действовать
определенным образом. В самом понятии мотивации можно выделить две
стороны. Первичные мотивы, как правило, бывают продиктованы всем
тем, что исключительно важно для существования и выживания.
Сюда можно отнести инстинкт самосохранения, стремление избежать
боли, холода или жажды.
Мотивы второго порядка обычно продиктованы социальными
потребностями и стремлением достичь успеха. К ним относятся
хорошее здоровье, одобрение со стороны других, приобретение вещей,
потребность в информации, удовольствия и развлечения, официальное
признание.
Мотивация помогает нам конструктивно использовать наши
возможности, чтобы добиться признания, благосостояния, власти и
ощущения собственной значимости.
Иногда мы оказываемся в ситуации, когда предстоит сделать выбор
между двумя приблизительно равноценными целями. В этом случае
необходимо решить, какая из них принесет нам больше удовлетворения с
наименьшими усилиями.
Например, одной из наиболее сильных побудительных причин
является стремление избежать боли. Но и здесь можно выделить две
стороны: инстинктивное поведение (когда мы отдергиваем руку
от огня) и поведение, которому мы были обучены (когда мы
очень осторожно собираем кусочки стекла с пола).
При этом мы прибегаем к использованию стимулов - внешних
факторов, которые побуждают человека к определенным целенаправленным
действиям. Известны две разновидности стимулов: отрицательные и
положительные.
В качестве отрицательного стимула можно привести,
например, ситуацию, когда вы готовитесь к экзамену. Предмет, который
вам предстоит сдавать, кажется вам исключительно скучным, и вы
испытываете непреодолимое желание бросить все и отправиться в кино.
Положительные стимулы, в свою очередь, бывают двух
разновидностей - психологические и физиологические.
Положительные стимулы, как правило, действуют на нас благодаря
чувству удовлетворения, которое мы испытываем после того, как решаем
поставленную перед собой задачу.
Надо иметь в виду, что насколько вам важно достичь своих
целей, настолько же другим людям важно достичь своих.
Многие психологи считают, что можно выделить три наиболее важных
мотива человеческого поведения.
Это беспокойство, стремление к тому, чтобы окружающие вас
приняли, и желание добиться поставленной цели. Вспомните, какие
ощущения вам довелось испытать, когда вы впервые пришли на новую
работу, в новый класс и так далее.
Полезно знать, что мотивы продиктованы потребностями,
потребности могут возникнуть под воздействием как внутренних,
так и внешних факторов, а мотивы опираются на побуждения и
стимулы, которые подталкивают нас к действиям. И все это
складывается в отлаженный механизм под названием "мотивация",
который заставляет человека действовать определенным образом.
Рычаги мотивации используются в тех случаях, когда от нас
что-то хотят или для того, чтобы заставить нас сделать
что-то, для того, чтобы подтолкнуть нас к определенным
действиям. Следовательно, она может быть использована и нами для
того, чтобы сдвинуть с места всех тех, с кем мы общаемся.
Мотивация в значительной мере определяет наше поведение, однако,
существует еще один фактор, который оказывает на наши поступки
огромное влияние, это - эмоции.
Эмоции
Это определенное состояние сознания, когда чувства и
переживания доминируют над рациональным мышлением и волей.
Психологи насчитали семь основных мотивационных инстинктов и
утверждают, что каждый из них порождает соответственную эмоцию.
Остальные эмоции формируются на основе этих первичных форм: бегство
(страх), отталкивание (отвращение), любопытство
(удивление), драчливость (гнев), самоуничижение
(зависимость), самоутверждение (приподнятое
настроение) и родительская забота (нежность).
Эмоции имеют такое сильное влияние на нас, что могут вызвать
перемены в нашем внешнем облике, причем иногда люди замечают это, а
иногда и нет. Если вы, к примеру, чем-то сильно разгневаны, то у вас
может подскочить давление, участиться пульс, прилить к лицу кровь,
выступить на лбу капли пота.
Из-за того, что вам чинят препятствия в достижении цели, вы
можете испытать отчаяние, а вслед за ним раздражение и гнев, которые
затем приведут к агрессивному поведению.
Эмоции могут вызвать внутренний конфликт, причиной которого
являются противоречивые мотивы, например, когда вы очень
хотите достичь какой-то цели, но в то же время чего-то боитесь.
Необходимо помнить также, что эмоции, являются источником
информации. Позы, которые принимает человек, выражение его лица и
многое другое могут подсказать, как он на самом деле относится к нам
в данный момент, что он думает о наших словах или поступках. Точно
так же, как мы можем получить информацию об окружающих, они могут
получить информацию о нас.
Иногда бывает трудно провести различие между мотивами и эмоциями.
Здесь нужно придерживаться следующих критериев:
- эмоции часто бывают заметны по выражению лица человека, мотивы
же нет;
- эмоции обычно бывают приятными или неприятными, мотивы -
нейтральны;
- эмоции обычно возникают как ответная реакция на определенные
ситуации, слова других людей или обстоятельства, а мотивы всегда
связаны с работой сознания.
Иногда к эмоциям примешивается еще один, четвертый фактор -
опыт, который мы получаем в процессе обучения.
Продолжение...
|