ГЛАВНАЯ                    СТАТЬИ                    КНИГИ                    ИНТЕРЕСНОЕ                    КОНТАКТЫ                    ССЫЛКИ
МАРКЕТИНГ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ТОРГОВЛЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ПСИХОЛОГИЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ







Украинские 120x60



Украинские 120x60




Цикл лекций "Техника делового общения"

План-конспект лекции № 1


"Основы построения взаимоотношений с людьми"


Михаил Валентинович Пшеничнов


Продолжение


Опыт, полученный в процессе обучения

Мы приобретаем опыт с самого раннего детства. В течение всей жизни он записывается в наш банк памяти и служит основой для создания системы ценностей, возникновения убеждений, формирования поведения и т. д.

Именно опыт лежит в основе того, что какая-то несущественная мелочь может вызвать у вас целый комплекс эмоций и повлиять на ваше настроение и отношение к человеку.

Когда вы вступаете в межличностные отношения с другими людьми, важно понимать, что такая реакция свойственна в равной мере как вам, так и тем людям, с которыми вы имеете дело. Мы можем наблюдать проявления эмоций - выражение лица человека, движения его тела, слышать тон, каким он говорит и так далее.

Значит, используя эти средства, мы можем посылать сигналы, равно как и принимать такие же сигналы от других, и это может влиять на наши межличностные отношения.

Рассмотрев механизм, на котором строятся взаимоотношения между людьми, мы можем начать изучение нашего окружения. Нам предстоит выяснить, что думают о нас те, с кем мы общаемся, и как они относятся к нам, каким способом мы можем узнавать об этом и как реагировать на их отношение.

Каждый человек, с кем вы имеете дело - индивидуальность, но в то же время он выступает как представитель определенной социальной группы, а потому его поведение непременно несет на себе черты, характерные для этой группы. Каждый из них как индивид или как член группы, имеет мнение о многих вещах, в том числе и о вас.

Общественное мнение

Мнение - это правда, пропущенная через пристрастие, предрасположенность, склонность, предрассудок, восприятие и предубеждение. Каждый из нас имеет свое мнение. Мнение, которое разделяется другими, становится общественным мнением. Мнение, которое не разделяется определенной частью людей, может привести к возникновению конфликта.

Общественное мнение - не что-то раз и навсегда застывшее. Оно может измениться, особенно если общество испытало потрясение в результате каких-то действий, пусть и не имеющих перед собой цели вызвать эти перемены. Террористический акт, например, может изменить мнение всего общества в вопросе о наказании за это преступление от позиции против смертной казни до позиции за смертную казнь.

Но, вообще говоря, общественное мнение меняется постепенно. Подобный процесс хорошо отслеживается на примере голосования, когда люди, атакуемые различными точками зрения всевозможных ораторов, нередко меняют свои позиции.

Сферы общения

Люди, с которыми вы общаетесь, не являются одинаково важными для вас. Разные люди могут в разных ситуациях и обстоятельствах по-разному влиять на вашу жизнь.

Можно выделить три группы людей, оказывающих влияние на вас.

  • Сфера I. Люди, которые могут повлиять на вашу личную жизнь.

  • Сфера II. Люди, которые могут повлиять на ваши карьеру и финансовое положение.

  • Сфера III. Люди, которые могут повлиять на группу I или II.

Сфера I. Люди, которые могут повлиять на вашу личную жизнь

Семья, близкие родственники, родственники, которых вы видите ежедневно и с которыми общаетесь лишь время от времени, близкие друзья.

Сфера II. Люди, которые могут повлиять на вашу карьеру и финансовое положение

Высшее руководство, непосредственный руководитель, сотрудники, подчиненные, обслуживающий персонал, сфера услуг, конкуренты, клиенты, декан факультета, куратор, преподаватели, студенческая группа.

Сфера III. Люди, которые могут иметь влияние на сферу I и II

Короче говоря, я хочу обратить внимание на то, что для вас важно узнать как можно больше о каждом человеке, с кем вы будете иметь дело. Чем важнее этот человек для вас, тем больше вы должны о нем знать.

Например, вы должны знать - женат ли он, разведен или овдовел; есть ли у него дети, их имена и возраст, что он любит и чего не любит; его увлечения, амбиции, цели. Помимо этого, вы должны узнать как можно больше о деловой стороне его жизни, то есть выяснить, когда он начал работать и как продвигался по служебной лестнице; какие должности занимал; членом каких организаций, обществ или ассоциаций является, и после анализа всего этого понять - что он собой представляет на самом деле?

Психологические типы людей

А теперь давайте познакомимся с психологическими типами, к одному из которых человек может относиться.
Психологи говорят, что существует четыре основных типа личности: это лидер, аналитик, соратник и творец.
Большинство людей представляют собой сочетание двух или более типов, но следует помнить, что в любом случае одно из качеств будет ведущим. И именно на нем вы должны сконцентрировать свое внимание.

Лидер - это автократ, он всегда действует результативно, но прежде чем принять решение, хочет знать, какие у него есть возможности выбора и варианты. Любую деятельность он оценивает по ее результатам. Его больше интересует "что", нежели "кто", "почему" и "как". Он стремится к тому, чтобы контролировать ситуацию, и старается обеспечить себе поддержку. Характерным для лидера является то, что он постоянно указывает вам, что вы должны делать. Он очень настойчив, упорен в работе, хорошо контролирует себя. Он не охотно демонстрирует свои эмоции и чувства. Он ориентирован на решение задачи, знает, чего хочет, и представляет, как он может этого добиться. Это очень конкретный человек, решительный, энергичный, целеустремленный и результативный. Он всегда уверен в себе, что помогает ему решать встающие перед ним задачи.

Экспрессивный творец тоже ориентирован на то, чтобы действовать. Но его больше интересует "кто" сделал что-то, нежели "почему" и "как" он это сделал. Он любит идеи, которые сберегают усилия. Он хочет, чтобы другие ценили его. Он нуждается в том, чтобы получать поддержку своих идей. Этот тип людей может проявлять достаточную настойчивость в достижении цели, но он в то же время отзывчив. Он нисколько не скрывает своих чувств, не стремится контролировать свои эмоции, независимо от того, отрицательная или положительная это реакция. Он больше ценит отношения, нежели задачи. Он больше доверяет своей интуиции, нежели объективным данным. Он отличается большой общительностью и энтузиазмом. Человек такого типа обычно очень привлекателен, но склонен манипулировать людьми.

Человек, принадлежащий к типу соратника, всегда соглашается с людьми. Он всегда советуется с другими и интересуется тем, "почему" все происходит именно так. Его меньше занимают вопросы "кто", "что" и "как". Он заинтересован в том, чтобы сохранять и поддерживать отношения на стабильном уровне. Он всегда готов помочь и поддержать других, и его больше интересует, какова причина того, что происходит или должно произойти. Добрые отношения для него - на первом месте. "Соратник", как правило, не распоряжается, а спрашивает. Он не скрывает своих чувств и выражает их весьма открыто. Он конформист, старающийся снискать расположение других, всегда стремится продемонстрировать свое уважение к людям, готовность им помочь. Он не чувствует уверенности в себе и справляется с возникающими проблемами за счет того, что делится своими эмоциями с другими.

Аналитику необходима такая атмосфера, в которой царят детали и подробности. Для принятия решений ему нужны только факты и статистика. Больше всего его интересует то, "как" именно все происходит, нежели "кто", "что" или "почему" это делает. Педантизм и тщательность в работе являются его самыми ценными качествами. Он хочет, чтобы все работали аккуратно и тщательно, а, кроме того, выдавали бы ему множество своих соображений, которые он мог бы использовать в момент принятия решения. Он ставит задачи и осуществляет контроль. Он точен, упорен в достижении цели, любит порядок, серьезен и бдителен. Кроме того, он, как правило, настроен критически, может быть мелочным и придирчивым. Он хорошо контролирует свои эмоции.


Продолжение...


Обсудить на форуме