ГЛАВНАЯ                    СТАТЬИ                    КНИГИ                    ИНТЕРЕСНОЕ                    КОНТАКТЫ                    ССЫЛКИ
МАРКЕТИНГ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ТОРГОВЛЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ПСИХОЛОГИЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ







Украинские 120x60



Украинские 120x60




Цикл лекций "Техника делового общения"

План-конспект лекции № 1


"Основы построения взаимоотношений с людьми"


Михаил Валентинович Пшеничнов


Продолжение


Признаки уверенности в себе

Можно считать, что человек уверен в себе, если:

  • он высказывает свое мнение гораздо чаще, чем задает вопросы; наклоняется вперед, когда говорит;
  • подчеркивает свою мысль, изменяя тон голоса;
  • гораздо чаще прибегает к агрессивным приемам в речи и демонстрирует стремление к доминированию;
  • ясно дает вам понять, чего он хочет; а также имеет крепкое рукопожатие.

Можно сказать, что человек не уверен в себе, если:

  • он чаще задает вопросы, чем высказывает свое мнение;
  • когда рассказывает что-то, имеет тенденцию откидываться назад;
  • говорит в осторожной, медленной или изучающей манере;
  • редко повышает голос, прибегает к излишней эмоциональности или принимает определенные позы, чтобы подчеркнуть свои идеи;
  • почти всегда трудно понять, чего он хочет от вас;
  • у него обычно индифферентное рукопожатие.

Считается, что человек обладает высокой лабильностью, если:

  • он очень внимательно смотрит на окружающих, чаще всего дружелюбным пристальным взглядом;
  • улыбается, кивает или печалится;
  • имеет оживленное выражение лица;
  • мало спрашивает о фактах;
  • делает дружеские жесты и разделяет чувства других людей.

Человек обладает низкой лабильностью, если:

  • у него непроницаемое выражение лица, если он скрытен и бдителен;
  • если он осторожен в своих поступках;
  • если он редко смотрит на собеседника, когда слушает его, мало жестикулирует во время разговора, руки у него обычно сжаты или скрещены;
  • если он отдает предпочтение фактам и деталям;
  • ограничивает болтовню или разговоры о его личных чувствах.

    Метод Майерс-Бриггс

    Этот метод построен на основе теории Карла Юнга, который предположил, что случайные на первый взгляд различия в поведении на самом деле имеют более глубокий смысл, если рассматривать те способы, с помощью которых люди собирают информацию, принимают решения и относятся к другим людям. Система Майерс-Бриггс описывает разные "типы людей".

    Типы людей определяются путем выявления естественных доминантных черт человека из каждой пары по четырем категориям:

    1. Экстраверты (Е) направляют свою энергию на внешний мир. Они говорят и действуют.

    Интроверты (I), наоборот, любят подумать прежде, чем что-то предпринять. Они предпочитают работу, которая требует спокойной умственной активности.

    2. Сенситивы (S) - это люди, которые активно используют свои органы чувств для сбора информации. Они реалисты и прекрасно ориентируется в деталях и подробностях этого мира.

    Интуитивы (N), наоборот, видят глубокий смысл и широкие возможности развертывания той или иной ситуации, поскольку они оценивают мир с помощью своего воображения.

    3. Логики (Т) делают рациональные, логические выводы. Они легко могут выявить, что правильно и что неправильно. Они анализируют.

    Эмоционалы (F), наоборот, принимают решение на основе своих чувств (а эти чувства, в свою очередь, базируются на системе их ценностей). Они являются тактичными, сострадательными и склонными к благотворительности, отличаются дипломатичностью.

    4. Рационалы (J) ведут упорядоченную организованную жизнь, и чем больше событий в жизни они могут контролировать, тем для них лучше.

    Иррационалы (Р), наоборот, отличаются спонтанными реакциями, приветствуют новый опыт.

    Метод Майерс-Бриггс призван помочь людям лучше узнать друг друга и научить относиться друг к другу с уважением. Если вы понимаете, что собой представляет тот или иной тип, то это может помочь вам улучшить отношения с такими людьми и использовать их положительные качества в своих целях.

    Близкой к теории типов является идея, предложенная психологом Дэвидом Кирси. В соответствии с ней людей можно классифицировать по четырем типам темперамента:

    • NF (романтический, мягкий);
    • NT (любопытный, логический);
    • SJ (организованный, ответственный);
    • SP (играющий, свободный).

    Если вы решите глубже изучить все эти теории, то пусть вас не пугает и не смущает огромное количество параметров. Вам просто нужно будет, как это делают детективы, использовать их как ключи, чтобы знать и понимать, как устроены люди.

    Это знание не только даст возможность плодотворнее сотрудничать с другими людьми, но также поможет нам прогнозировать их поступки.

    Метод Берна

    Вы наверняка обращали внимание на различное поведение одних и тех же людей в разных ситуациях, в контакте с разными людьми. Корректный, вежливый, суховатый менеджер постоянно деловит и рационален на своем рабочем месте, а вечером в ресторане он выглядит раскованным и веселым.

    Для объяснения различного поведения одного и того же человека психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний).

    Берн проводит различие между структурной и функциональной моделями. Структурная модель отображает внутреннее устройство психики, функциональная - способы действия, т.е. действие и реакцию.

    Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из элементов: мыслить, чувствовать, действовать.

    Состояние
    Родители - я
    Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители
    Состояние
    Взрослые - я
    Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты
    Состояние
    Ребенок - я
    Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве

    Графически эти эго-состояния можно изобразить следующим образом.

    структурная модель функциональная модель

    Состояние родители - я

    Мы попадаем в состояние родители - я, если: думаем, говорим, действуем, реагируем, чувствуем так, как это делали наши родители или другие люди, пользовавшиеся у нас авторитетом в детстве. Однако это не означает, что они действительно так себя вели. Просто мы так воспринимали их поведение, и пережитое неизгладимо хранится в нашей памяти.

    При этом не играет никакой роли, действительно ли эти авторитетные для нас люди вели себя так, как это хранится в нашей памяти, мы переняли их поведение без всякой "фильтрации".

    Представьте себе, что запоминающее устройство внутри нас - стереомагнитофон. На одной его дорожке хранится содержание когда-то услышанного нами в том виде, как мы его тогда воспринимали, на второй - записана наша реакция, связанная с теми ощущениями.

    Критическое состояние родители - я хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков.

    Заботливое состояние родители - я характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной заботливостью.

    Примеры
    Заботливое родители - я

    Женщина, имеющая большой опыт работы на предприятии, обращается к коллеге-новичку: "Таня, вы сами справитесь или мне помочь вам?"

    Старшая по возрасту, опытная делопроизводитель говорит своей ученице (чрезмерно заботливо), которая уже некоторое время выполняет эту работу и прекрасно все успевает: "Оставь, Катя, я это сделаю за тебя".

    Критическое родители - я

    Мастер рабочему: "Неужели вы всегда работаете так плохо"?

    Начальник сотруднице: "Вы не могли бы хотя бы раз правильно выполнить порученное дело! В последнее время вы все делаете спустя рукава".

    Состояние взрослые - я

    В состоянии взрослые - я в память заложены наш опыт и познания, т.е. то, что мы пережили.

    Это своеобразный банк данных, активное состояние, в котором мы трезво и по-деловому взвешиваем факты, учитываем реальное положение вещей, используем ранее полученный опыт.

    Диктор, читающий новости, выдает информацию, соответствующую состоянию взрослые - я. Способ подачи информации допускает возможность дискуссии. Например, мастер объясняет прорабу, как надо действовать, чтобы решить техническую проблему. Прораб получает и перерабатывает информацию, задает вопросы, сравнивает свои предложения и дискутирует с мастером в деловом тоне о возможностях решения проблемы. И мастер, и прораб находятся в состоянии взрослые - я.

    Состояние взрослые - я полезно в следующих ситуациях: при решении проблем, в процессе дискуссий и конструктивной критики, когда одновременно показываются негативные и позитивные стороны, а также при преодолении трудностей в деловых отношениях.

    Примеры

    Руководитель экономического отдела говорит начальнику отдела сбыта: "Сергей Петрович, в последней оценке компьютерных данных содержатся такие цифры..."

    Руководитель отдела сотруднику: "Сколько времени вам потребуется для решения этой задачи?"

    Состояние ребенок - я

    Вам знакомы ситуации, когда вы связываете поведение собеседника с тем, что "в нем сидит ребенок". Люди, пребывающие в состоянии ребенок - я, действуют, думают и чувствуют так, как это делали в детстве.

    Работник, идущий по коридору непринужденной походкой и радостно насвистывающий, находится под воздействием своего состояния ребенок - я. Но как только он закрывает за собой дверь конференц-зала, то в большинстве случаев погружается в состояние взрослые - я и по-деловому докладывает о проблемах.

    Когда мы находимся в состоянии ребенок - я, то смеемся, издаем радостные возгласы, танцуем, поем, испытываем боль, печаль, страх, разочарование, ревность, ненависть, подозрение, зависть, тоску, счастье, воодушевление и любовь со всеми их оттенками.

    В функциональной модели мы различаем: приспосабливающееся ребенок - я, бунтарское ребенок - я, свободное ребенок - я.

    В приспосабливающемся состоянии ребенок - я мы находимся тогда, когда повинуемся, чувствуем себя виноватыми, замыкаемся в себе, дуемся на кого-либо, опасаемся чего-нибудь. По существу это эго-состояние ориентировано на то, что, как нам кажется, ожидают от нас другие.

    На бунтарское состояние ребенок - я также оказывают влияние требования или желания одних людей, которые не соответствуют желаниям других. В принципе в приспосабливающемся и бунтарском состояниях ребенок - я речь идет об одном и том же эго-состоянии, но с разными знаками.

    В свободном состоянии ребенок - я мы видим естественного ребенка, без следов влияния на него. Он радуется, сердится, исследует мир, изобретает, смеется и плачет, бывает непосредственным, не заботится о праве и морали, не зависит от того, что хотят от него другие, и т.д.

    Примеры приспосабливающегося поведения

    Сотрудник начальнику, получая новое задание (умышленно покорный тон): "Само собой разумеется, весьма охотно".

    На светофоре загорается красный свет. Вы останавливаетесь.

    Примеры бунтарского поведения

    Студент студенту (бунтарский тон): "Профессор может делать со мной все, что угодно, но я не буду делать это дурацкое задание!"

    Служащий начальнику: "Почему всегда я? Это может сделать Иванов".

    Распознание эго-состояний

    Для распознания эго-состояний большое значение имеет знание интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела.

    Достижением Э. Берна было то, что в своей модели анализа эго-состояний он показал, как внутренние психические процессы выражаются во внешнем поведении. Например:

    эго-состояния "родители-я"

      Критическое Заботливое
    Общее поведение Автоматически оценивающее, ироническое, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное, запрещающее, догматичное, претендующее на правоту, указывающее как правильно, проводящее границу. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, защищающее, поддерживающее, советующее, помогающее, утешающее, понимающее, покровительственное, сверхзаботливое.
    Формулировки Ты должен, ты не должен, это тебе нельзя, как ты только можешь, это следует сделать, этого не следует делать, сколько тебе говорить одно и то же, прекрати это сейчас же, я не позволю так с собой обращаться. Не ломай себе голову, не так плохо, как кажется, не вешай нос, успокойся, тебе это не по силам, бедняга, хорошо получилось, я могу вас понять, выше голову, лучше не делай этого, я сам это сделаю.
    Манера говорить Громко, твердо, высокомерно, насмехаясь, иронично, цинично, саркастически, остро, ясно, с нажимом. Тепло, успокаивающе, сочувственно.
    Выражение лица Нахмуренный лоб, критический взгляд, сжатые губы, брови сошедшиеся к переносице или поднятые вверх, нос презрительно сморщен, неодобрительное покачивание головой, отчужденное выражение лица. Заботливое, ободряющее, довольное, счастливое, улыбчивое, опасливо-озабоченное, заинтересованное.
    Язык тела Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещенные на груди, ноги широко расставлены. Протянутые руки, поглаживание по голове.

    Не бывает ни плохих, ни хороших эго-состояний. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. Для успешного общения надо стремиться свободно владеть всеми состояниями. Это можно сделать только путем тренировки, но не старайтесь объять необъятное.


    Продолжение...


Обсудить на форуме