Часть I.
Профессиональные и человеческие качества продавца
Продолжение
Каким каналом восприятия вы пользуетесь чаще всего? Для того, чтобы проверить это, включите как-нибудь диктофон в то время, когда вы беседуете в окружающими, а затем прослушайте запись и проанализируйте ее. Потренируйтесь формулировать свои высказывания, ориентируясь на те каналы восприятия, которые вы прежде использовали редко. Затем усложните упражнение и, ориентируясь на непривычные для вас каналы восприятия, выскажите аргументы в пользу предлагаемых вами товаров или услуг.
Что вы можете показать? Как вы можете вызвать представление о них в воображении у своих клиентов?
Какие голоса, звуки или мелодии могут зазвучать в ушах ваших клиентов с вашей помощью?
Что вы можете дать им потрогать руками, пощупать, попробовать на ощупь?
Какие чувства вы можете пробудить у своих клиентов?
Краткий обзор множества возможностей установить контакт с клиентом:
1. Контакт через подобное поведение
1.1. Возможности установления контакта при помощи визуального канала восприятия:
одинаковая поза (прямо, нагнувшись вперед, откинувшись назад...),
зрительный контакт,
мимика (серьезное, веселое, печальное выражение лица),
жесты (движения ладонями, руками, ступнями, ногами, головой, туловищем),
интенсивность движений (спокойные, энергичные), частота движений (много, мало), смена позы (частая, редкая), положение (стоя, сидя),
одежда (пиджак, джемпер, рабочий халат, деловая, спортивная, свободного стиля...).
1.2. Возможности установления контакта при помощи аудиального канала восприятия:
схожая сила голоса (громко - тихо),
схожий темп речи (медленно - быстро),
схожая высота тона (низкий - высокий),
схожая периодичность пауз (часто - редко),
схожая продолжительность пауз (короткие - продолжительные),
схожая интонация (выразительная - монотонная),
схожий речевой уровень (профессионально-официальный - упрощенно-бытовой),
одинаковый диалект,
схожий подбор слов,
один и тот же канал восприятия (зрение - слух - осязание/ощущение - обоняние - вкус).
(См. также гл. 7 "Умение активно и внимательно слушать".)
2. Контакт через подобные цели, стратегии, способности
3. Контакт через подобные представления, оценки, убеждения
Если вам удалось установить контакт на уровне совокупности позиций и убеждений, контакт на поведенческом уровне (поза, движения, голос, речь и т. п.) не имеет более решающего значения. Общность ваших продолжительное время схожих взглядов и принципов более важна, чем кратковременные или даже мгновенные расхождения в поведении.
Поэтому вы вряд ли добьетесь долговременного успеха в качестве продавца, если будете совершенствовать только сугубо технические профессиональные приемы продаж и умение вести деловой разговор, касающийся сбыта (т. е. в конечном счете свое поведение). Вы можете добиваться успешных результатов в продажах в течение длительного времени, только если будете принимать во внимание и признавать принципы, этические нормы, которых придерживается ваш деловой партнер, учитывать важные для него нематериальные ценности и приспосабливаться (насколько это позволяет ваша натура) к его убеждениям и позициям. Самое главное при этом, несомненно, уважительное отношение к отличающимся от ваших взглядам партнера и восхищение его неповторимыми качествами и умениями.
Поэтому неприятие мировоззрения партнера имеет гораздо более печальные последствия, чем нарушение контакта на сугубо физическом уровне. Вам наверняка уже хоть раз пришлось это испытать "на своей шкуре", когда, к примеру, вы поторопились высказать свое мнение по вопросам политики, религии, сексуальной свободы, воспитания и т. п., не выяснив предварительно взглядов на них своего собеседника.
Даже незначительное "неправильное", т. е. противоречащее взглядам партнера, замечание в одно мгновение может не только полностью нарушить доверительную атмосферу, сложившуюся во время разговора, но и порой стать причиной полного прекращения взаимоотношений. Поскольку разговоры на подобные "щекотливые" темы слишком рискованны, многие продавцы чаще всего стараются избегать их и не высказывают своего мнения по ним. На самом деле рискованны не темы, велика опасность несовпадения мнения продавца с позициями партнера.
Однако если вы решили использовать такую возможность и при высказывании партнером своего мнения, с которым полностью согласны, показали свое согласие с ним, то зачастую таким образом можете на удивление быстро и без больших усилий заложить прочную основу доверительных и дружеских отношений.
Особенно плодотворным будет этот духовный союз, если вы обнаружите интеллектуальную общность на уровне своего представления о самом себе.
Это может еще превзойти только внутреннее единство, которое возникает, если выясняется, что и ваш партнер, и вы вместе решаете какую-либо общую важную задачу, скажем, исполняете совместную миссию, движимые схожими убеждениями (например, боритесь за охрану окружающей среды, за мир, за защиту животных, оказываете помощь голодающим, детям-инвалидам, добровольно ухаживаете за беспомощными престарелыми людьми или обнаруживаете одинаковые интересы и идеалы).
Умелые и опытные продавцы и консультанты часто обладают поистине блестящими способностями по установлению контакта со своими клиентами. Такие специалисты уже достигли высшей ступени мастерства, но мастерства подсознательного, которое настолько стало неотъемлемой частью их личности, что в нужный момент они привычно-"автоматически", инстинктивно-интуитивно делают именно то, что необходимо для достижения успеха. Они реагируют моментально, используя ставшие их сутью навыки, ориентированные на продажу своего товара настоящему партнеру.
У того же, кому приходится долго размышлять и просчитывать, прежде чем сказать или сделать что-то конкретное и этим произвести определенное впечатление, установление контакта с партнером превращается в неуклюжее применение механических приемов, в средство достижения известной цели. В этом случае партнеру бросятся в глаза жалкие потуги, и он будет реагировать особенно чутко и болезненно, задаваясь логичным вопросом: "Уж не хочет ли он манипулировать мной (ради достижения своих целей)?"
Кто подстраивается под своего партнера, чтобы добиться от него определенного результата, чтобы самому себе облегчить выполнение задачи продавца, тот не скрывает своего намерения понять партнера, но одновременно принимает меры предосторожности и защиты.
Кто хочет подстроиться под своего партнера, должен это делать, стремясь понять его! |
Высшая цель любого серьезного и стремящегося добиться долговременного успеха продавца - довольные клиенты. Если вы помогаете клиенту добиться его целей, то такое воздействие на него (лат.
"manipulation") является дозволенным, важным и полезным для вашего клиента.
В отношении установления контакта с клиентом также (причем в первую очередь) оправдано правило: не столько важно то, что вы делаете, как то, для чего и как вы это делаете! Придерживаться этого правила вам поможет гл. 2 "Внутренний настрой".
Установление контакта - важнейшее условие для сотрудничества любого рода. Когда нет единства, невозможно достижение сколько-нибудь удовлетворительных результатов совместных усилий. Короче говоря:
Когда между двумя людьми налажен контакт, получается
почти все, когда контакта нет - результаты почти нулевые. |
Если вы смогли установить контакт и вам удается его поддерживать, то затем достаточно лишь направлять своего партнера, ведя его от одного этапа разговора с целью консультирования или продажи к каждому последующему. Если контакт с партнером нарушается, вы должны его восстановить, пытаясь вновь и вновь приспособиться к изменившейся ситуации и поведению партнера. В противном случае могут возникнуть натянутые отношения, конфликты, расхождения во мнениях и т. п., которые вскоре окончательно не позволят двигаться вперед.
Процесс установления контакта настолько важен, многообразен и интересен, что только этому вопросу стоило бы посвятить отдельную книгу. В данной книге этот вопрос рассматривается коротко прежде всего по двум причинам:
- По вопросу установления контакта уже существует довольно много хороших книг и статей.
Слово "контакт" является одним из главных понятий ней-ролингвистического программирования (НЛП), без основ которого теперь невозможно представить себе ни одну эффективную учебную программу по выработке и закреплению приемов продажи, управления и тем более общения в целом. С этой еще молодой областью знаний знакомит немало публикаций, появившихся в последнее время.
- Приспособиться к другому человеку, примениться к нему (в специальной литературе этот процесс называется "pacing"), настроиться на одну волну с ним, установить с ним контакт, а затем направлять деловую беседу в нужное русло или, точнее говоря, руководить им (специальный термин "leading") - это в такой степени является результатом отшлифованных навыков, что лучше всего их приобретать на практике, чем только читать о них.
Кто хочет совершенствовать свои умения в этой области, должен вырабатывать у себя соответствующие внутренний настрой, способности и поведение на учебных семинарах. Множество учебных курсов и семинаров по темам типа "Как умело обращаться с клиентами и деловыми партнерами ', "Как лучше понимать себя и своих клиентов", "Как профессионально проводить переговоры по продажам" и т. п. предоставляют достаточно возможностей обрести необходимые навыки и получить профессиональный совет.
Только практическая тренировка с реальными партнерами в небольших учебных группах из 4-5 человек, а также хорошо организованная и полезная обратная связь с коллегами и опытными инструкторами, возможность наблюдать за своим поведением и анализировать его благодаря видеозаписи (см. гл. 13 "Обеспечение долговременного успеха") позволят вам быстро добиться прогресса в развитии интуиции, умения проникнуться интересами делового партнера (эмпатия) и устанавливать с ним контакт. (Эмпатия - способность личности проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им и разделять их переживания. - Прим. пер.)
Самое важное в процессе общения с целью продажи
- Высшая цель предприятия - довольные клиенты!
- Предприятие существует для предложения своих определенных достижений определенным целевым группам, присутствующим на рынке.
- Кто удовлетворяет потребности своих клиентов лучше, чем соперники, тот сохраняет на рынке свою привлекательность и благодаря этому добивается успеха.
- Положительная прибыль необходима для дальнейшего совершенствования оказываемых клиентам услуг и для сохранения рабочих мест.
- Клиенты чаще всего говорят о своих потребностях (качестве, количестве, цене, сроке...), потому что они легко поддаются исчислению, осознаются и воспринимаются конкретно, но почти не говорят о своих нуждах (хотя речь идет главным образом об их удовлетворении), потому что они не поддаются исчислению, воспринимаются на уровне чувств и часто кроются в подсознании.
- 90% решений принимаются под влиянием эмоций!
- Ваши межличностные отношения, ваше поведение, ваше "как" имеют намного большее значение, чем сущность, ваши знания.
- Для того чтобы удовлетворить большинство потребностей и нужд своих клиентов, вам нужны не деньги, не время, не силы, а только добрая воля.
- В эпоху перенасыщения рынка успех предприятия зависит исключительно от отношений с клиентами.
- Доверительная атмосфера во время переговоров о продаже, являющаяся одним из главных условий эффективного сбыта, решающим образом зависит от внимания, умения проникнуться интересами клиента и приспособиться к нему.
- Когда налажен контакт между двумя людьми, получается почти все, когда контакта нет - результаты почти нулевые.
- Очень важно отвечать клиенту, пользуясь тем же каналом восприятия, с которого он вам отправляет свои послания (думает или говорит).
- Общая миссия и схожие представления, принадлежность к чему-то одному целому, совпадение взглядов на самого себя, а также контакт, основанный на сходстве убеждений, принципов и целей, связывают сильнее, чем контакт, основанный на сходстве поведения и речи.