Rambler's Top100
             ГЛАВНАЯ                    СТАТЬИ                    КНИГИ                    ИНТЕРЕСНОЕ                    КОНТАКТЫ                    ССЫЛКИ
МАРКЕТИНГ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ТОРГОВЛЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ПСИХОЛОГИЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ







Украинские 120x60



Украинские 120x60





ВНИМАНИЕ! Самая большая проблема розничной торговли 21 века


Крамарев А.Н.
к.э.н. доцент Санкт-Петербургского Торгово-экономического института
директор компании «Торговые решения»


"Стыдная" проблема торговли 21 века

Специалисты розничной торговли западных стран бьют тревогу - на рубеже веков четко обозначилась проблема, которая может стать главной для розничной торговли в ближайшие годы и даже десятилетия.

Вы думаете - это стремительное развитие и захват рынков междуна-родными розничными сетями или проблемы конкуренции вообще? Нет. Ду-маете - это проблемы, связанные с повышением уровня обслуживания и создания устойчивого привлекательного имиджа на торговых предприяти-ях? Тоже нет.

Скажем так - об этой проблеме в российской торговле пока если и го-ворят, то говорят обычно шепотом, не громко. Чаще же вообще стесняются высказываться: считают, что проблема существует, но говорить о ней как-то неприлично. Что же это за проблема 21 века? Это проблема воровства и потерь на предприятиях розничной торговли. С увеличением доли магази-нов самообслуживания, укрупнением торговых предприятий, ростом штата и усложнением организационной структуры торговых предприятий - про-блема воровства и потерь вышла на первые места.

Статистика воровства и потерь

По статистике западноевропейской торговли сумма потерь сопостави-ма с 50% прибыли предприятий розничной торговли после от осуществле-ния торговой деятельности. Хотите зарабатывать больше в 1,5 раза (?) - обратите пристальное внимание на потери.

Какова же статистика потерь?

Она ужасающая! На потери разных видов в розничной торговле, напри-мер, США приходится 31,3 миллиардов долларов в год. 48,2%, т.е. практиче-ски половина, из них приходится на кражи персонала. Прибавьте к этому 15,3% потерь за счет, так называемых, административных ошибок, природу которых определить очень сложно: злой умысел и расчет или действительно недогляд, и на персонал магазинов придется уже 2/3 всех потерь.

На долю "проблемных" покупателей приходится 31,0%. По статистике каждый 12 человек когда-нибудь совершал кражу в магазине.

Еще одна важная потеря магазинов - это мошенничество поставщиков (5,4% от всех потерь). И снова - это лишь видимая часть айсберга. Ведь можно обнаружить, что поставщик поставил продукцию с просроченными или "горящими" сроками реализации, дефектами продукции и не пустить товар в реализацию. Но очень часто такая продукция все таки оказывается в торго-вом зал е и функцию "обнаружения" испорченного товара выполняют уже покупатели, открывая дома йогурт или нарезая колбасу. В данном случае финансово магазин не несет потерь, но потери все равно есть. Они будут вы-ражаться в падении имиджа магазина и количества покупателей.

Но если Вы думаете, что это все плохие новости - поспешу рассеять ил-люзии. Опять же, в соответствии с западноевропейской и американской ста-тистикой указанные цифры это известные потери. Потери, которые можно выявить в той или иной форме. Но выявленные потери составляют всего 41% от общего объема потерь. То есть 59% (более половины) составляют потери не выявленные и неизвестные для руководства предприятия.

Есть ли подобная статистика в России? Нет. Получение информации о потерях и, самое главное, хотя бы примерное представление о причинах потерь на российских предприятиях практически невозможно. Да, есть нормы естественной убыли, на которые еще ориентируются в своей работе магазины. Но были они разработаны не просто давно, а совершенно в дру-гой ситуации ведения бизнеса и являются лишь каким-то сторонним ориен-тиром, а не цифрами, отражающими реальное положение дел.

Можно ли ориентироваться на западную статистику? Не просто можно, а и необходимо. Необходимо, для того, чтобы представить уровень про-блемы и главное на опыте работы западных торговых компаний увидеть путь решения проблемы потерь.

Борьба с "проблемным" покупателем: торговля пока проигрывает

А что же покупатели? Очень часто в магазинах самообслуживания на "забывчивость" и непорядочность покупателей списывается множество по-терь. Однако по статистике на "проблемных" покупателей приходится треть всех потерь от воровства.

С "проблемными" покупателями все тоже не так просто. Считается, что "проблемных" покупателей можно разделить на несколько групп. Са-мая страшная группа - это профессиональные воры. Да-да. Если раньше у нас говорили о различных категориях профессиональных преступников: домушниках, карманниках, медвежатниках и т.п., то сегодня можно гово-рить о новой категории - магазинные воры. Их доля от общего количества "проблемных" покупателей невелика - всего 3%. Но, во первых, на их приходится по разным оценкам от 10 до 15% всех краж покупателей в ма-газинах, а во вторых, их количество и доля неуклонно повышается. Про-фессиональные воры стали настоящим бичем торговли на Западе. Стано-вятся они таковыми и для российских магазинов. Как правило, они рабо-тают по определенным схемам. Работают группами, в составе которых ка-ждый выполняет свою роль: первые отвлекают сотрудников магазина уст-раивая, например, конфликт в торговом зале или изображая "интересую-щегося" покупателя, другие создают "заслоны" в торговом зале перед стеллажами в нужным товаром или следят за перемещением торгового пер-сонала, третьи совершают кражу, четвертые могут отслеживать наличие "хвоста". Поймать профессиональных воров очень и очень сложно. Не особо помогают в этом деле и специальные охранные системы и специаль-ные магнитные защитные элементы, которые можно при определенной подготовке удалить за считанные секунды или просто закрыть при выходе фольгой. Не помогут и сотрудники ЧОПов, работающие в магазине, так как в большинстве своем они не обладают ни специальной торговой или пси-хологической подготовкой. Да и охранников можно легко отвлечь силами все тех же подельников.

Западные магазины и розничные сети тратят миллиарды долларов на охрану своих предприятий и все же профессиональные воры пока побеж-дают. Прогресс в области организации торговли и защитных технологий наталкивается на еще более стремительный прогресс в области воровства. Сегодня не редки случаи, когда профессиональные воры используют в своем промысле детей, складывая украденный товар в рюкзачок или спе-циально нашитые внутренние карманы детской одежды. Посмотрите - если кто-то поправляет одежду ребенка в торговом зале, расстегивает ее или застегивает, изображая заботливого родителя - все это может быть эле-ментом воровства. Ребенка, особенно детсадовского возраста, как правило, не проверяют на выходе. С другой стороны, ребенок не подлежит право-вому воздействию. Взрослый родитель всегда может выкрутиться свалив всю вину на "плохое поведение" ребенка.

"Как низко может опуститься человек" - скажете Вы. И будете правы. Но человек может опуститься еще ниже. Приведем пример конкретной си-туации, произошедшей в одном из крупных продовольственных магазинов. Охрана задержала женщину с коляской, в коляске находился грудной ре-бенок и 20 банок кофе. Женщину задержали практически случайно. До этого женщина с коляской "регулярно" посещала данный магазин, нанеся ему существенный урон по товарным группам кофе, алкогольные напитки, сопутствующие товары. Найти потом данные товары можно, например, в ближайших к магазину ларьках по "выгодным" для покупателей ценам.

Думаю, что и Вашей практике случались такие или похожие ситуации. Удивляться нечему - мы сталкиваемся с категорией профессиональных во-ров. Посещение магазина для них - это обыкновенная работа, где ребенок, коляска, куртка или пояс с накладными карманами, сумки с двойным дном и т.п. являются всего лишь орудием труда, орудием достижения своей це-ли. Таким же орудием достижения цели, как и отсутствие специальных программ по борьбе с воровством покупателей в магазинах, неподготов-ленность торгового персонала, плохая работа служб охраны и т.п.



Рис. "Проблемные" покупатели - кто они? Не слишком ли часто внешний вид бывает обманчивым?


Есть ли специальные методики сокращения потерь?

Мы бы не поднимали эту проблему, если бы не знали как с ней бороться. Нет, не победить, потому что победить полностью проблему воровства и по-терь невозможно. Но сократить объем и уровень воровства - во цель. Ведь все деньги, которые зарабатывает магазин в результате успешного мерчен-дайзинга товаров, повышения уровня обслуживания, привлечения дополни-тельных покупателей, все эти деньги могут пропасть, если в магазине не бу-дут уделять достаточного внимания проблемам воровства и потерь.

Кто они - "проблемные" покупатели? Часто мы представляем их как преступников из рубрики "Их разыскивает милиция", но на практике они оказываются очень приличными на вид людьми. Многие из них приходят в магазин в дорогой одежде, имеют достаточно денег в кармане.

Тем не менее, существует несколько групп, где доля "проблемных" покупателей выше. К ним относятся: дети (10-14 лет), агрессивные "группки" подростков, социальные покупатели, покупатели находящиеся в нетрезвом состоянии. У каждой группы "проблемных" покупателей есть свои особенности внешнего вида, поведения, целевые товары в магазине. Вместе с тем существуют и специальные приемы (в основном психологиче-ского характера) для представителей каждой из указанных групп, исполь-зование которых позволяет предотвратить большую часть хищений.

Если говорить о товарах, то наибольшей любовью "проблемных" поку-пателей пользуются алкоголь, кофе, дорогая нарезка, дорогие парфюме-рия/косметика. В среднем по статистике западной торговли в категории мага-зинов супермаркет / гипермаркет уровень воровства и потерь составляет 1,6% к товарообороту. В магазинах типа Дискаунтер этот показатель дости-гает 2,0% от товарооборота. Но это по продовольственной торговле. Лидера-ми же по уровню потерь являются магазины, торгующие книгами и открытка-ми, а также магазины торгующие музыкальными и видеозаписями. Тут уро-вень воровства достигает в среднем 2,3% от товарооборота. И снова сущест-вуют специальные приемы, которые позволяют снизить уровень воровства по целевым точки зрения воровства товарным группам и целым магазинам.

Рассмотрим, как обычно ведет себя "проблемный" покупатель? Су-ществует несколько этапов, которые проходят "проблемные" покупатели при посещении магазина: выбор магазина; вход в торговый зал; поиск зо-ны; поиск товара; в ыбор момента; проверка "хвоста"; выход из магазина.

На каждом из этих этапов "проблемный" покупатель совершает опре-деленные шаги, преследует определенные цели. Выловить проблемного покупателя на выходе из магазина очень и очень сложно. В соответствии со статистикой задержаний, опять же западной, - на 1 задержанного вора приходится 9 вышедших и унесших товары из магазина. Поэтому задача руководства магазина не столько ловить "проблемных" покупателей на выходе, хотя и это очень важно, сколько осуществить ряд предваритель-ных действий и осуществлять комплекс текущих действий на каждом из этапов посещения "проблемным" покупателем магазина. Самое главное - не поймать и зафиксировать, то что уже, а предотвратить.

Вообще все что касается работ по предотвращении потерь в магази-нах можно объединить одним словом - "предотвратить".

Это касается и самой сложной проблемы - воровства со стороны пер-сонала. По статистике порядка 10% торгового персонала приходят в тор-говлю с изначально поставленной целью - поправить личное материальное положение за счет магазина. Как правило - это много повидавшие люди с богатым жизненным и торговым опытом. Справится администрации магази-на с ними очень и очень сложно. Основная задача не допустить подобных людей в свой трудовой коллектив, не позволить этим 10% влиять и "учить" остальных сотрудников. Как это сделать? Использовать специаль-ные методики при подборе и отборе персонала, уделять повышенное вни-мание проверке предыдущего послужного списка (возможно и за счет соз-дания общего по нескольким предприятиям торговли черного списка со-трудников), выявлять данных сотрудников фактически провоцируя их на совершение краж в период испытательного срока.

Воровство остальных 90% сотрудников можно предотвратить за счет улучшения системы мотивации и материального стимулирования, а также улучшения системы контроля. Все таки абсолютное большинство сотрудни-ков изначально приходят в торговлю трудится во благо себя и предприятия и начинают воровать из-за отсутствия контроля или недовольства чем-то. И опять заметим: важно не ловить, а создавать условия, чтобы воровство не развивалось, то есть предотвращать.

По данным западных источников на торговых предприятиях, где разра-батывается комплексная система мер по предотвращению воровства персо-нала, покупателей, поставщиков - общий уровень потерь от воровства ниже на 40-50%, чем в аналогичных магазинах, в которых просто "ловят".

Вы бы хотели сократить свои потери на 40-50%, повысить доходы магазина на ?? Тогда не стесняйтесь говорить о проблемах в области во-ровства, ищите их причины, используйте существующие методы или раз-рабатывайте собственные по предотвращению воровства и потерь.

Обсудить на форуме
   


Rambler's Top100