Обученный продавец или продажи как стратегии мотивирования
Людмила Астафьева
ПРОДОЛЖЕНИЕ
КОММУНИКАТИВНАЯ (Контактная) СТРАТЕГИЯ
МОТИВИРОВАНИЯ
Вспомним наше рабочее определение и расставим в нем
акценты: мотивирование - это ПРОЦЕСС ВОВЛЕЧЕНИЯ
КЛИЕНТА в сферу интересов мотиватора с целью
продажи товара.
Цель, безусловно, продажа. Средства же черпаются из ресурсов
коммуникации. Мотиватор не торопится рекламировать свой
товар, свой бизнес (он их словно "прячет" за спиной), ему
важнее установить КОНТАКТ с Клиентом. Его цель - ЧТОБЫ КЛИЕНТ
БЫЛ ДОВОЛЕН. И мотиватор думает, что, если он выяснит
потребности Клиента, понравится Клиенту, сумеет
присоединиться, расположить Клиента к себе - тогда Клиент
купит товар. А если и не купит, то уйдет с приятным ощущением.
Так его научили.
Коммуникативную стратегию мотивирования (дальше - "КМ") можно
представить схемой, где: М - мотиватор, Кл - клиент, К -
контакт.
Схема 3. Коммуникативная стратегия мотивирования
Здесь мотиватор выведен из квадрата Бизнеса. Мотиватор
выступает КОНТАКТЕРОМ, заинтересованным в том, чтобы между ним и
Клиентом возник взаимный интерес. А для этого он
проявляет интерес к Клиенту. "Сначала я пойму, чего
хочет Клиент и дам ему это, а потом он в благодарность отдаст мне
то, чего хочу я" - логика подобного рода коммуникации.
Цель продажи достигается не напрямую, а ОПОСРЕДОВАННО - как
следствие интереса продавца к потребностям Клиента, как
следствие его (продавца) умения решать проблемы Клиента. Здесь
мотиватор "на службе" у Клиента.
Кто такой Клиент в "КМ"? Человек, имеющий
ПОТРЕБНОСТИ, они могут быть связаны с товаром или нет. Не
вдаваясь в тонкости психологического толкования слова
"потребность", определим: потребность здесь - нужда человека в
чем-либо, без чего ему в жизни (в работе, в быту и пр.) трудно
обойтись.
Коммуникация в "КМ" - это
ПРИСОЕДИНЕНИЕ к потребностям Клиента и ВЕДЕНИЕ Клиента в
сторону своих интересов (товара). Задача мотиватора - выяснить
(понять, изучить, догадаться и пр.) потребности Клиента и ВСТРОИТЬ
свое предложение (товар) в систему потребностей Клиента . Или помочь
ему сформировать у себя новую потребность, о которой он до этого и
не подозревал.
"Классический" пример - "продажа" Остапом
Бендером Эллочке Людоедке ситечка, каким пользуются в лучших
домах Европы. Что он сделал? Присоединился к Клиентке -
увидел ее потребность казаться светской львицей - "надел" на эту
потребность свой товар.
Пример сложнее. Агент, продающий консалтинговые
услуги, скорее будет услышан, если вместо активной
самопрезентации, он присоединится к проблемам Клиента:
- Я сейчас прошел по Вашему торговому залу, и ни один
продавец не смог мне уделить время (мне надо было
проконсультироваться). Я вижу, торговля идет хорошо, а продавцов
не хватает?
Главное средство мотивации, или что
мотивирует Клиента? ИНТЕРЕС мотиватора к его персоне, забота
продавца о его (Клиента) потребностях. Веер вариантов работы в
"КМ" велик -
- от примитивно-комплиментарного: "Ах, какое
необыкновенное кольцо, я вижу, у Вас тонкий вкус…
Взгляните-ка сюда…"
- до конструктивно-делового: "Я знаю, что Вы затеяли
расширение фирмы, это очень мудрое решение, хочу предложить
Вам одну идею, которая поможет в решении проблемы…".
Но схема одна: в результате умения мотиватора
присоединяться к потребностям Клиента - Клиент ("впечатленный
заботой" о нем) - должен проявить интерес к
ТОВАРУ и дать мотиватору право рассказать о своем
товаре.
ИТАК, чтобы достичь результата в "КМ", продавцу нужно:
- ПРИСОЕДИНИТЬСЯ к Клиенту (установить контакт) -
- выяснить ПОТРЕБНОСТЬ Клиента -
- "НАДЕТЬ" на эту потребность свой ТОВАР (или встроить
свое предложение в систему потребностей Клиента).
А для этого продавец должен:
- "спрятать" свой товар за спину и повернуться лицом к Клиенту;
- проявлять и демонстрировать искреннюю заинтересованность
не в своем товаре, а в потребностях Клиента;
- рассказывать Клиенту про него, а не про замечательный пылесос
или компьютер;
- говорить с Клиентом на языке, понятном ему, Клиенту, а не
удобном мотиватору;
- отвечать на его, Клиента, вопросы, а не "грузить" Клиента
"своей образованностью";
- уметь перевести разговор на выгодную для мотиватора тему
(его товар).
ОБУЧЕНИЕ "КМ" связано с освоением:
- типов Клиентов, типов потребностей, способов присоединения
и ведения;
- поведенческих игр (выведение их на осознанный уровень,
чтобы использовать осмысленно и с пользой для коммерции);
- типичных коммуникативных шаблонов (как вести себя с
"импульсивными", "упрямыми", "молчаливыми" и прочими Клиентами).
Поскольку умение присоединяться к Клиенту - базовое в этой
стратегии, то понятно, что при обучении "КМ" много внимания
уделяется разного рода типологиям Клиентов (типы
темперамента, типы характера, типы потребностей и т.д. и т.п.).
Преимущество Коммуникативной
стратегии в ее нацеленности на конкретного Клиента , что
особенно важно при сложных, индивидуальных продажах. Поскольку
мотиватор в этой модели сориентирован на Клиента (которых -
много, и они разные), он должен исполнять "разные песни".
Работу в "КМ" можно сравнить с действиями ОХОТНИКА,
который знает: на каждого зверя - свой капкан.
Ограничение
Коммуникативной стратегии - затратность времени на
качественную подготовку мотиватора и ограниченные
возможности воспроизведения. В подготовке профи-коммуникатора
нужен коммуникативный ТРЕНИНГ. И качественным он будет,
если, кроме демонстрации ЧУЖИХ успешных приемов, продавца
научат осознавать и корректировать СВОИ личные ресурсы
и ошибки. Без этого подготовка профи-коммуникатора
сомнительна, ибо "грабли", по которым человек ходит в жизненном
общении, он неизбежно потащит в профессию. В
некачественном виде обучение ограничивается разучиванием
улыбок и простейших манипуляций.
Ловушки "КМ".
Главная ловушка для мотиватора в "КМ" - "заигрывание в
контакт": когда, втягиваясь в отношения или увлекаясь решением
проблем Клиента, продавец "забывает" о цели СВОЕГО бизнеса, о
своей выгоде.
- Он прекрасно общается с Клиентами, вот только продаж
у него мало…
- Научили их общаться с покупателями, а продавать не
умеют, - сокрушается владелец компьютерного салона, -
Клиенты к нам идут консультироваться, а к соседям покупать.
- Нет, заплатили мало, - жалуется тренер-консультант, - Но мы
так интересно работали вместе, да и сейчас у них финансовые
затруднения…
В отличие от ситуации, когда Клиенту "толкнули" товар
(товар продан, а Клиент недоволен) - здесь уже продавец
начинает чувствовать себя "обманутым" (Клиент доволен, а товар не
продан). А значит, результативность такой сделки сомнительна
(качественный результат - помним - когда удовлетворены обе стороны).
И второе. Работа в "КМ" провоцирует очаровывать
Клиента заботой и вниманием. И Клиент, чувствуя себя обязанным
продавцу, в соответствии с "правилом взаимного обмена" (5) -
купит то, что ему НЕ НАДО. Лишь бы не испытывать чувства вины
("….такая девушка милая, внимательная, ну как я мог не
купить!"). Когда очарование проходит, Клиент, попавшийся на
удочку заботы о нем, прозревает и испытывает недовольство,
неловкость, раздражение. И тогда, очень вероятно, что он
начнет избегать приветливых продавцов или нарабатывать
способы защиты. Распугать Клиентов, как известно, можно не
только хамством, но и доброжелательностью.
Модель дает СБОИ, если Клиент
ОТКАЗЫВАЕТСЯ вступать в коммуникацию. Причины могут быть разными.
Самые распространенные - три.
"Целеустремленный Клиент". Человек пришел с твердым
намерением сделать покупку, его интересуют товар и конкретные
ответы на его вопросы, а всякого рода попытки вступить с ним в
отношения представляются ему избыточными и ненужными.
"Самостоятельный или искушенный Клиент". Он блокирует интерес к
себе, потому что не желает помощи в покупке или понимает - помощь
эта не бескорыстна.
"Тревожный (неуверенный) Клиент". Видя повышенное внимание к
своей персоне, такой Клиент волнуется, что не сможет сказать
НЕТ, опасается попасть в ловушку зависимости от чужой услуги
(когда придется платить - либо покупкой, либо чувством вины,
что не купил).
Во всех случаях Клиент:
- или блокирует интерес к себе ("я спрошу, если Вы мне
понадобитесь"),
- или отказывается от намерения вовсе (старается быстрее
покинуть отдел, не вступает вообще в контакты с разного рода
агентами).
РЕКЛАМА ТОВАРА или КОНТАКТ С КЛИЕНТОМ:
противоречия соединения стратегий
Соединим все сказанное о двух стратегиях мотивирования в
таблицу и выскажем несколько мыслей по поводу этого
соединения.
Таблица 1. Сравнительные характеристики "ПМ" и "КМ"
Презентационная (Рекламная)
стратегия мотивирования |
|
Коммуникативная
(Контактная)
стратегия мотивирования |
Продать товар |
Цель |
Продать товар |
Рекламировать
Товар
(ресурсы товара) |
Тактика
(средства и ресурсы) |
Идти на контакт с Клиентом
(ресурсы коммуникации) |
Рекламист
"Живая реклама" товара |
Функция мотиватора |
Контактер,
"помощник" Клиента |
"Я продвигаю
свой товар" |
Внутренняя установка мотиватора |
"Я удовлетворяю
потребности Клиента" |
"Старатель" |
Метафора
для мотиватора |
"Охотник" |
Носитель стереотипов по поводу товара |
Клиент |
Человек, имеющий в жизни потребности |
Впечатление о товаре
"ЭТО мне интересно" |
Что мотивирует Клиента |
(Взаимный) интерес
"Я ему интересен" и / или
"Он мне интересен" |
"Он знает толк в этом товаре" |
Точка доверия к мотиватору |
"Он готов мне помогать" |
Прямое воздействие
Убеждение |
Коммуникация |
Присоединение и ведение |
Коррекция стереотипов по поводу товара |
Содержание процесса |
Встраивание товара в систему потребностей Клиента
|
"Утрата" Клиента
(увлеченность товаром) |
Главная ловушка
для мотиватора |
"Утрата" товара
(увлеченность Клиентом) |
Очарованность
товаром |
Главная ловушка
для Клиента |
Очарованность контактером
(чувство благодарности или чувство вины)
|
МЫСЛЬ 1. Эти две стратегии наиболее распространены в
практике продавцов и в практике обучения. Причем, часто в
режиме "ИЛИ": или продавца ориентируют на сбыт, или
ориентируют на Клиента. И тогда в конкретной ситуации возможны
следующие варианты.
Вариант А.. Продавец "ПОПАЛ" в ожидания Клиента: тому, кто ждет
рекламы - дал рекламу; нуждающемуся в помощи - протянул руку.
Отлично, движение к цели (продаже) началось.
Вариант Б. Продавец "НЕ ПОПАЛ" в ожидания Клиента - движение к
сделке блокируется.
Пример 1. Продавец рассказывает о своем замечательном
товаре, а Клиент ну никак не впечатляется! И не факт, что
впечатлится, потому что не просил и не заказывал презентацию.
Может, сначала "получить разрешение" на ее проведение:
установить контакт, выяснить потребности - а там, глядишь, Клиент и
заинтересуется: "Ну-ка, любопытно, покажите, расскажите…"
Пример 2. Приходит "свой", целевой Клиент,
готовый впечатляться товаром:
- У вас есть принтеры с функцией фотопечати?
- О, я вижу Вы профессионал, приятно с таким общаться. Вам
для каких целей нужен принтер?
- Какие у вас есть принтеры?
- Я рада Вам помочь, Вы расскажите, что Вас интересует?
- Какие есть-то?!
Разговор слепого с глухим. Клиент просит ТОЛЬКО информации
(при этом он еще и портмоне в руках держит), не надо с ним играть в
игру "Я хочу тебе понравиться", ему не нужна коммуникация, ему нужна
реклама.
И в том, и в другом случае продавец ошибается с выбором
стратегии. Это происходит потому, что он а) не умеет
тестировать ситуацию и (или) б) владеет приемами только одного
типа. Его ТАК научили. Здесь обычно возникает возражение:
"Так это ПЛОХО научили. А ХОРОШО - это когда научили И сбыту,
И коммуникации - вот тогда он не будет ошибаться".
МЫСЛЬ 2. Вроде бы все правильно. Действительно, когда речь
идет о мотивировании людей (здесь полезно перечитать наше
рабочее определение), ошибкой будет ставить между коммуникацией и
рекламой союз ИЛИ. Установление контакта с Клиентом и
презентация товара - ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ мотивирования, одной
медали продажи. Поэтому будем учить "крутить медаль", работать
не в режиме "ИЛИ", а в режиме "И".
МЫСЛЬ 3. Это красиво в теории. Только почему-то в
реальной практике реального продавца работа в режиме "И"
плохо получается. Две стратегии, вместо того, чтобы дополнять друг
друга, входят в противоречие.
"Девушка, милая, скажите правду, эти пельмени
вкусные?", а девушка точно знает, что они несъедобные -
вчера сама пробовала. Если ее установка - удовлетвори
потребность Клиента! - она говорит правду, Клиент доволен, товар
не продан. Если - продай товар! - она говорит неправду,
товар продан, Клиент потерян.
МЫСЛЬ 4. А еще в реальной практике Клиент часто не
доставляет продавцу удовольствия ни презентовать свой товар, ни
вступить с ним в контакт (см. ловушки "КМ"). Клиент
продавца просто игнорирует. Причем, ситуации такие множатся.
Лет 10 - 12 назад доброжелательный продавец казался среднему
российскому покупателю сам по себе достойным внимания, почти
экзотикой. Но времена меняются, рынок учит всех. И чем
обученней продавцы - тем опытней и осторожней Клиенты.
В этом случае, как правило, и у продавца-рекламиста, и у
продавца-коммуникатора образуется тупик. Он либо продолжает свою
тактику, но, как известно, нет лучшего способа получить обратный
эффект де-мотивации, как начать вовлекать кого-то ПРОТИВ его воли.
Либо продавец отступает, считая Клиента потерянным. Хорошо
еще, если не "обижается" - ну, надо же какой Клиент
неправильный попался! Ни в одну из его схем не укладывается.
МЫСЛЬ 5. Любимая идея многих тренеров: "Продажи дело
сложное. Обученный продавец должен быть специалистом по маркетингу,
психологом, профессиональным коммуникатором, а еще грамотным
рекламистом, а еще…..". И начинается изучение типов и
подтипов, глазодвигательных реакций и жестов, видов, способов
презентаций, и т.д. и т.п. (В одной популярной
книжке о продажах автор статьи насчитала 3 типа клиентов по
одному параметру, 3 по другому, 10 по третьему, 21 по
четвертому). Потом продавец, обученный до зубов и вооруженный
необыкновенными байками про свой товар, встречается с
покупателем, который вежливо (или не очень) говорит ему - не
мешайте, я сам. Пауза.
Любимая идея руководителей, владельцев бизнеса: "Мне не
нужно, чтобы продавец был психологом, мне нужно, чтобы он
продавал. Научите их качественно и быстро".
Итак, ПРОТИВОРЕЧИЯ, возникающие из попытки соединения
стратегий.
Противоречие 1. Стратегии надо соединить и нельзя
соединить (не соединяются).
Противоречие 2. Чтобы запустить эти стратегии, к
Клиенту надо обратиться и обратиться к нему нельзя (не позволяет).
Противоречие 3. Учить продавца надо долго и учить долго
нельзя.
Попробуем их разрешить.
ПРОДОЛЖЕНИЕ