Отец консалтинга
Американец Марвин Бауэр всего полгода не дожил до своего 100-летнего юбилея,
который отмечается в эти дни. В историю бизнеса он вошел как создатель всемирно
известного консалтингового брэнда - McKinsey & Company - и один из тех предпринимателей,
которые положили начало управленческому консалтингу
Марвин Бауэр родился 1 августа 1903 года в городе Цинциннати, штат Огайо. Изучал
экономику и психологию в Брауновском университете. Затем последовали юридический
факультет и школа бизнеса Гарвардского университета. Качественное образование
стоит недешево. Жене Марвина специально пришлось пойти работать, чтобы помочь
супругу оплачивать счета за прослушанные лекции. Но в конечном итоге семейные
инвестиции в знания окупились сторицей. Бауэр получил сразу две ученые степени
- доктор юриспруденции и магистр делового администрирования. И приобрел настолько
широкий кругозор, что, по существу, сконструировал новую профессию.
Впрочем, первая попытка новоиспеченного юриста найти работу закончилась неудачей.
В компанию Jones Day в Кливленде, куда он попытался устроиться сразу после получения
диплома юриста, его взяли только после окончания Гарвардской школы бизнеса.
Молодому специалисту поручили роль секретаря в комитетах, разгребавших наследство
обанкротившихся компаний и выплачивавших деньги их кредиторам. В разгар Великой
депрессии такой работы было невпроворот. Профессиональная любознательность побудила
Бауэра взглянуть на проблемы бизнеса шире, чем просто возврат долгов. Его заинтересовал
вопрос о том, какие причины - кроме неблагоприятной рыночной конъюнктуры - привели
к краху той или иной компании. Какие упущения были в управлении фирмы и определении
общей стратегии ее развития? Как с удивлением для себя обнаружил Бауэр, никто
вокруг этим не интересовался.
Кадры - самый ценный капитал
Своими идеями молодой юрист поделился с университетским профессором Джеймсом
МакКинзи, владельцем одноименной инженерно-аудиторской компании из Чикаго. В
1933 году Бауэр стал сотрудником этой небольшой фирмы, где начал воплощать в
жизнь свои управленческие принципы, сделавшие ее одним из самых уважаемых деловых
институтов в мире.
В 1937 году, после смерти своего основателя, компания McKinsey раскололась.
Марвин Бауэр практически воссоздал ее на базе нью-йоркского отделения, став
одним из ее руководителей, и во всей широте проявил свой управленческий талант.
Первый принцип Бауэра касался подбора кадров. Начал он с собственного бизнеса.
В первые годы своего существования McKinsey предпочитала нанимать инженеров
среднего возраста, успевших поработать на производстве: считалось, что их возраст
и практический опыт придают консалтинговой фирме больше веса. Бауэр же сделал
ставку на интеллект и стал приглашать талантливых выпускников Гарвардской школы
бизнеса, иной раз прямо после выпускной церемонии. "Консалтинг становится все
более интеллектоемким", - объяснил он свой подход, создав заодно новый термин.
Самыми важными личными качествами для сотрудников консалтинговой компании Бауэр
считал интеллект, чувство ответственности, инициативу и воображение. В управленческой
теории известен выдвинутый Бауэром "метод McKinsey", обеспечивающий быстрый
профессиональный рост кадров: предоставлять сотрудникам всю широту ответственности
и выплачивать высокое вознаграждение за достигнутые позитивные результаты. Именно
Бауэр сформировал систему обучения кадров в процессе повседневной работы, которая
распространена сейчас повсеместно. Он советовал уходящим руководителям продавать
акции фирмы ее действующим партнерам. Он подал такой пример: покидая пост директора
McKinsey, продал фирме свой пакет акций по номиналу, гораздо ниже их рыночной
стоимости. Правда, и после этого патриарх консалтинга еще более 20 лет работал
в фирме и продолжал жить ее интересами и заботами.
Добросовестный бизнес - успешный бизнес
Другой принцип Бауэра касался этики бизнеса. Консалтинговая фирма должна, по
его мнению, прежде всего разобраться в сути проблемы, с которой столкнулся клиент,
и лишь потом предлагать пути ее решения. Глава McKinsey считал честность и порядочность
в делах важнейшими условиями успешного бизнеса. От своих сотрудников он требовал
ставить интересы клиента выше выгод своей фирмы. И считал, что плату за консультационные
услуги следует брать лишь тогда, когда видно, что они принесли явный эффект.
Показательна разборчивость Бауэра: он отказывался от заказов, которые считал
бесперспективными, бессмысленными или экономически неэффективными. Например,
не стал консультировать экстравагантного миллиардера Говарда Хьюза. Отказался
давать рекомендации по спасению за счет налогоплательщиков корпорации-автогиганта
American Motors, потерявшего конкурентоспособность на рынке. И это даже невзирая
на просьбу самого президента США!
Широко известна феноменальная прямолинейность Бауэра. Однажды, столкнувшись
с фактами назойливого вмешательства в дела консультантов со стороны главы компании-клиента,
он, поднимая тост на банкете, заявил, что "проблемы компании в ее высшем руководстве".
На этом клиентские отношения с данной компанией закончились. Бауэр всегда отказывался
сотрудничать с компанией, не готовой к переменам, не соглашающейся перестроить
свою работу.
Однако подобная прямота и требовательность главы McKinsey, разумеется, в сочетании
с высоким профессионализмом сотрудников лишь привлекали клиентов. C 1950 по
1967 годы, когда Бауэр был управляющим директором компании, ее ежегодный доход
вырос с $2 млн. до $20 млн. McKinsey работала с Банком Англии, компанией PepsiCo,
помогала в реорганизации таких крупных корпораций, как General Electric и General
Motors. Среди ее клиентов были также два президента США, Ватикан и правительство
ФРГ, которому Mckinsey помогала в реформировании западногерманской экономики.
Непреходящие ценности
Бауэр создавал традиции и сам тщательно им следовал. Для него McKinsey была
не компанией, а "Фирмой", то, чем она занималась, было не бизнесом, а практикой,
в ней получали не заказы, а реализовывали проекты. Такая терминологическая щепетильность
на грани причуды отражала особую заботу об авторитете дела, которому служил
его лидер. "Сам по себе Марвин, его облик, его энергетика и сила, его импозантность,
влиятельность и богатство функционировали как целый институт", - признавался
один из его ближайших партнеров Рон Дэниэл.
При всем своем консерватизме Бауэр не был чужд переменам. Так, он был приверженцем
строгого соблюдения "правил в отношении костюма". Полагая, что сам облик консультанта
должен подчеркивать солидность его компании, глава McKinsey требовал ото всех
своих сотрудников носить шляпу и запрещал надевать короткие носки. Бауэр в буквальном
смысле требовал "не обнажать плоть". Правда, в 60-е годы он все же признал изменения
в нравах и моде и смягчил ряд требований.
С самых первых дней в основу деятельности McKinsey Бауэр заложил два фундаментальных
принципа, которые и сегодня определяют стиль работы фирмы. Первый - достижение
клиентом заметных и устойчивых положительных перемен. Второй - стремление создавать
выдающуюся организацию, способную привлекать, вдохновлять и удерживать незаурядных
людей, обеспечивая их профессиональный рост. Оба эти принципа составляют миссию
фирмы.
В эпоху, когда нормой бизнеса стали слияния и повсюду как грибы после дождя
стали появляться филиалы известных фирм, все удивлялись предпринимательской
осторожности Бауэра. Он крайне вдумчиво, осторожно подходил к открытию местных
отделений McKinsey. Когда требовалось, выделял для этого одного из "партнеров"
(старших сотрудников) и помогал ему сформировать свою команду. В результате
новое отделение McKinsey становилось точным клоном материнского, ни в чем не
отклоняясь от действующих в нем принципов и методов.
На фоне коррупционных скандалов, потрясших западный деловой мир на рубеже XX
и XXI веков, щепетильность Бауэра выглядит как большое достоинство. Созданная
им McKinsey & Company ныне стала подлинной глобальной фирмой, в то же время
повсюду сохраняющей стабильно высокую репутацию. В США она консультирует более
половины крупнейших корпораций. Отделение McKinsey имеется и в Москве. Деятельность
Бауэра убеждает: любой бизнес, чтобы быть успешным, никогда не должен поступаться
принципами и забывать о деловой этике. Иной подход неизбежно обернется потерей
доверия и, в конечном итоге, неудачей.
Катарина Мурадян
Журнал "СВОЙ БИЗНЕС"
|