ГЛАВНАЯ                    СТАТЬИ                    КНИГИ                    ИНТЕРЕСНОЕ                    КОНТАКТЫ                    ССЫЛКИ
МАРКЕТИНГ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ТОРГОВЛЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ПСИХОЛОГИЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ







Украинские 120x60



Украинские 120x60






НОУ-ХАУ великого издателя


В 70-х годах XIX века Россия не знала словосочетания "малый бизнес". Но выйти c нуля на миллионные обороты было ничуть не легче, чем сегодня. Крестьянский сын Ваня Сытин начал свою деловую биографию в небольшой книжной лавке, а закончил хозяином самого крупного и успешного издательства

Для подавляющего числа россиян, хоть немного наслышанных об истории отечественного предпринимательства, Иван Дмитриевич Сытин предстает этаким титаном. Чтобы подняться к вершинам издательского бизнеса, нужна высочайшая культура, широчайшая эрудиция. Всего этого у Сытина было в избытке, но учился он всего до... 12 лет. Да и то, по собственным его воспоминаниям, "вышел из школы ленивым и получил отвращение к наукам и книгам - опротивела за три года зубрежка наизусть всех наук".
Парадокс? Отнюдь нет. Сытин, как никто среди издателей того времени, умел угадать, какую новинку предложить публике. Он с молодых лет смело шел на эксперименты, ломал рутинный порядок ведения дел. А найденные им "ноу-хау" используются до сих пор.

О пользе сетевой торговли

К 1869 году, когда Ване Сытину исполнилось восемнадцать лет, он дослужился до помощника заведующего книжной лавкой, которую держал на Нижегородской ярмарке купец Шарапов. Книжное дело развивалось тогда в своеобразном направлении. Массового читателя в нынешнем понимании не было: Россия оставалась неграмотной крестьянской страной. Большинству крестьян изящная литература, газеты и журналы были недоступны, информацию о мире они черпали из лубков и "святых" картинок, иллюстрировавших богоугодные дела.
Торговля у купца Шарапова шла вяло. И его молодой приказчик решился на две новации. Первая: Сытин создал сеть из офеней-коробейников, которые брали на складе печатную продукцию в долг и продавали вразнос. Идея была крайне рискованной: коробейники запросто могли пропить все лубки (подобное случалось тогда сплошь и рядом), а потом исчезнуть. Но Сытин стал набирать офеней из местных крестьян-водоливов. Это была почти каста: зарабатывая своим ремеслом сущие копейки, эти люди отличались редкостной порядочностью. И хотя им не хватало культуры (пришлось почти год биться над тем, чтобы набрать разносчиков книжек, умеющих хотя бы читать), ставка на новый метод торговли оправдалась. Бизнес стал расти, а к Сытину - приходить все новые и новые желающие торговать "Бовами-королевичами", "Милордами" и "Ершами Ершовичами".
И тогда будущий издатель внедрил еще одну новинку. Он уже хорошо изучил запросы покупателей и понял, что настало время бить конкурентов более высоким качеством продукции. Взяв кредит под поручительство своего патрона Шарапова, молодой коммерсант купил литографию, а на оставшиеся деньги нанял лучших специалистов-печатников. Среди них оказался рисовальщик М. Соловьев - впоследствии правая рука Сытина, - талантливый художник и организатор, директор-распорядитель будущего издательского дома.
Работали организаторы литографии чуть ли не круглые сутки. С этого предприятия в 1883 году началось "Товарищество И.Д. Сытин и Ко". Капитал фирмы составлял 75 тыс. рублей (хорошая по тем временам сумма), Сытину принадлежала половина дела.

Белинского и Гоголя с базара понесли

Картинки Сытина шли нарасхват. Как свидетельствуют очевидцы, купцы торговались не из-за цены, а из-за количества. Успехи нижегородцев заметили в Москве, пригласив их на Всероссийскую промышленную выставку. Издатели лубков получили серебряную медаль. Вдохновленный успехом, Сытин начал выпуск репродукций известных русских художников - Айвазовского, Шишкина, Перова, Репина. Рискнул - и не прогадал.
Но уже тогда Иван Дмитриевич был всецело поглощен идей качественно нового бизнеса. В 1884 году к нему обратился Владимир Чертков, известный общественный деятель, поверенный Льва Толстого. Он предложил издавать дешевые книги для народа. Точь-в-точь по Некрасову, мечтавшему о времени, "когда мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет". Компаньоны учредили издательство "Посредник", которое начало печатать на простой бумаге с незатейливыми обложками Пушкина и Крылова, Тургенева и Лескова. Этот проект сделал Сытина известным всей России. Фактически он получил двойную прибыль. Во-первых, славу просветителя и, говоря современным языком, отличный PR. Во-вторых, дешевая продукция позволила резко расширить границы рынка. Успех книжных серий был небывалым. Издательство открыло книжную торговлю в Москве, в доме графа Орлова-Давыдова, затем началась торговля в Санкт-Петербурге, Киеве и Варшаве. В 1893 году Сытин приобрел участок в Москве на Валовой улице, где была построена новейшая типография (она работает и поныне). За первые шесть лет доход "Товарищества И.Д. Сытин и Ко" возрос с 270 тыс. рублей до полутора с лишним миллионов.
В 1896 году стартовал новый проект "для всех" - "Библиотека для самообразования". В этой серии Сытин стал издавать дешевую научно-популярную литературу. Но, почувствовав насыщение рынка общедоступных дешевых книг, он внес коррективы в свою политику. В сытинских магазинах появились серьезные издания, рассчитанные на специалистов: толстые тома, посвященные основам различных наук, справочники. Отдел научных и популярных книг возглавил известный библиофил Николай Рубакин. С его приходом издательство начало выпускать невиданную доселе продукцию: "Основы психологии" и "Основы социологии" Спенсера, "Историю французской революции" Гейсера и др. Одним из первых сытинское товарищество начало издавать яркие многоцветные книги для детей. С его подачи на российские прилавки попали "Хижина дяди Тома" и "Русские сказки" Афанасьева.
И еще один уникальный для того времени товар, выпуск которого освоил Сытин, - календари. До 1865 года государство не разрешало издавать их частным лицам. Привилегия была у Академии наук. А когда с началом реформ Александра II пали эти административные барьеры, быстро выяснилось, что конкурировать с академиками частные издатели не могли. Они выпускали узкоспециализированные настольные календари (большей частью - Святцы), не вкладывая в это дело серьезных средств. Но спрос на календари был. И когда за их издание взялся Сытин, тиражи выросли в десятки раз! Сытин сделал эту продукцию общедоступной и по цене, и по содержанию. Самое распространенное слово среди наименований сытинских календарей - "всеобщий". При этом небольшими тиражами выходили и уникальные издания, например, специальный календарь для старообрядцев.

Самая массовая газета

В 1893 году "Товарищество И.Д. Сытин и Ко" преобразуется в "Высочайше утвержденное "Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина"". Его основной капитал был равен 350 тыс. рублей. В тот год в каталоге товарищества было 896 наименований книг.
Сытин стал крупнейшим издателем страны. И примерно в это же время он начал подъем на новую высоту - освоение газетно-журнального рынка. Приход на него оказался, на первый взгляд, делом случая. В 1892 году "Товарищество" купило у братьев Вернеров журнал "Вокруг света". Это была проба пера, но проба весьма показательная: через год тираж журнала вырос с 5 тыс. до 15 тыс. Сытин не скрывал секретов успеха. Пользуясь личными связями, он привлек к сотрудничеству Дмитрия Мамина-Сибиряка и Константина Станюковича, а также запустил приложение к "Вокруг света", которое обладало эксклюзивными правами на публикацию новых романов Жюля Верна.
Журнал - да, тем более - с ярко выраженным повествовательным уклоном. По большому счету, издание "Вокруг света" было продолжением прежнего бизнеса Сытина. Но в 1902 году передовая интеллигенция во главе с Чеховым убедила его начать выпуск ежедневной газеты "Русское слово". Чтобы понять всю степень рискованности очередного сытинского проекта, следует знать, что свободного газетного рынка в Российской Империи не было. С одной стороны - все просто. Есть деньги и желание делать газету? Милости просим! Но с другой, издание газеты разрешалось только близким к государству людям, это был "акт личного доверия правительства к издателю". Сытин же слыл в правительственных кругах либералом.
Тем не менее, газета "Русское слово" появилась на свет. Сытин открыл ее через подставных лиц (в их благонадежности у полиции не было сомнений), а затем выкупил фактически у самого себя. Иван Дмитриевич и здесь использовал издательское "ноу-хау", сделав ставку на оперативность и прямую связь с читателем. В редакции "Русского слова" круглосуточно (беспрецедентный для отечественной журналистики случай!) дежурил секретарь, который принимал вопросы и другую информацию от читателей. И перед газетчиками была поставлена задача давать на вопросы исчерпывающие ответы. Об оперативности "Русского слова" красноречивее всего говорит тот факт, что тогдашний премьер Сергей Витте проверял по его публикациям сообщения информационных агентств. И повторял при этом: "такой информации нет даже у правительства". Как и в случае с "Вокруг света", в редакцию были привлечены лучшие кадры. Например, журналист номер один той поры Влас Дорошевич.
Неудивительно, что за 14 лет (с 1902 по 1916 год) тираж "Русского слова" возрос в 60 раз - почти до 700 тыс. экземпляров. До такой высоты и сегодня могут подняться очень немногие. Для сравнения: тираж самой крупной из нынешних ежедневных российских газет - "Комсомольской правды" - 800 тыс.
Иван Дмитриевич Сытин прожил долгую жизнь (умер в 1926 году). Большевики национализировали его бизнес, но самого хозяина не тронули. Более того, предложили ему возглавить нарождающийся Госиздат. Предприниматель отказался, скромно заявив, что он... "малограмотен". Однако предложение стать консультантом главы Госиздата Вацлава Воровского принял и еще пять лет активно занимался издательскими вопросами.
Сытин оказался щедр к потомкам. Российские издатели до сих пор используют его маркетинговые и журналистские находки, не подозревая, кто был их автором. А здания, построенные сытинским "Товариществом" в Москве, по-прежнему служат бизнесу.
На Валовой улице обосновалась "Первая образцовая типография", которая в советское время выполняла самые ответственные госзадания и до сих пор остается одним из самых крупных издательских предприятий. Здание, в котором она работает сейчас, возведено зодчим Эрихсоном на месте первой типографии Сытина, сгоревшей дотла во время революционных столкновений в декабре 1905 года.
На Тверской улице, в районе нынешней Пушкинской площади, тот же Эрихсон построил здание для редакции "Русского слова", неразрывно связанное с историей отечественной журналистики. После революции здесь располагались редакции крупнейших советских газет: "Известий рабочих, крестьянских и солдатских депутатов", "Правды", "Труда". Последние годы жизни здесь провел сам Сытин. В 1979 году знаменитый дом, не вписавшийся в планы реконструкции Пушкинской площади к Олимпиаде-80, передвинули на несколько сотен метров к северо-западу. Сейчас там располагается официальный дилер крупнейшего мирового автопроизводителя "General Motors" - компания "Тринити моторз". А на его прежнем месте сейчас ресторан "Елки-палки", кафе, магазины и редакция газеты "Известия".

Журнал "СВОЙ БИЗНЕС"



Обсудить на форуме