Дегустация как метод продвижения продовольственных товаров
Чуровский С.Р.,
к.т.н., управление стратегического маркетинга, ОАО "ПАРНАС-М"
Не боясь сильно ошибиться, можно утверждать, что
в мире найдется не очень много людей, которые верят собственным ощущениям
меньше, чем чужим впечатлениям и рассказам. В данной статье речь пойдет о методе
стимулирования сбыта, в основе которого лежит объективный фактор психологии
человека – доверие своим собственным ощущениям. Производители и сбытовики
продовольственных товаров называют данный метод продвижения продукции –
дегустациями, специалисты по маркетингу не продовольственных товаров называют
его – распространением образцов.
Категории товаров наилучшим образом подходящие
для дегустации производятся для сегментов рынка с относительно большой емкостью.
Кроме этого эта продукция должна обладать следующими свойствами:
- нацеленность этих товаров на широкого
потребителя;
- быть продукцией частых повторных продаж одним
и тем же лицам;
- являться продукцией с невысокой
себестоимостью.
Очевидно, в группу таких товаров попадает почти
все, что потребляется в пищу. По этой причине далее подробно будут
рассматриваться особенности проведения именно дегустаций. При этом будут даны
ответы на традиционный перечень вопросов: какова цель?, где и когда проводятся
акции?, что должны дегустировать покупатели?, как и кто их должен проводить?
Какую цель преследуют при проведении дегустаций?
Дегустации и распространение образцов гармонично
вписываются в коммуникационную стратегию в канале сбыта называемую – втягиванием
[1…4]. Основные усилия производителей в этом случае сосредоточены на конечном
спросе. Цель: создать на уровне конечного спроса благоприятное отношение к
товару, побуждающее посредников к вынужденному сотрудничеству с производителем.
Ценность стратегии втягивания для фирм состоит в том, что ее успех нейтрализует
возможность давления со стороны посредников в канале распределения и
обеспечивает их широкомасштабное сотрудничество и лояльность.
В классической литературе по маркетингу продаж
авторы обращают внимание на то, что системно организованные дегустации при
охвате значительного количества покупателей целевого сегмента дают кроме
краткосрочных результатов еще и долгосрочный эффект. Поэтому дегустации можно
рассматривать еще и как механизм инвестирования в имидж предприятия
производителя и его торговую марку, преследующий цель - создать имидж марки и
приобрести капитал известности, что со временем обеспечит лучшие гарантии
взаимодействия с посредниками. Красноречивым доказательством справедливости
сказанного может послужить до сих пор продолжающийся в Петербурге спрос на
продукцию с маркой «Самсон», несмотря на то, что успешно работать, существовать
как единое предприятие и регулярно проводить дегустации своей продукции
мясоперерабатывающий комбинат «Самсон» в городе Санкт-Петербург прекратил более
чем два года назад.
Где и когда целесообразно проводить дегустации?
Дегустации различных видов продовольственной
продукции чаще всего проводятся в сети розничной торговли: крупные универмаги и
универсамы, гастрономы, специализированные магазины. Как правило, это регулярные
еженедельные акции по три или два дня в неделю. Чаще всего их организуют в дни и
часы наибольшей активности покупателей. Для большинства торговых точек по данным
многолетних наблюдений это четверг и/или пятница с 16.00 до 20.00 и суббота с
13.00 до 17.00.
Подобным образом организованные дегустации
призваны: ознакомить по возможности как можно большее число потребителей с
дегустируемыми видами продукции и увеличить объемы их реализации.
Что надо выставлять на дегустации?
Ассортимент продукции, представляемой на
дегустации, как правило, включает 4-6 наименований для каждой торговой точки.
При составлении ассортимента принимаются во внимание следующие факторы:
- наличие новой продукции, выводимой на рынок
(атака нового целевого сегмента);
- наличие продукции, ранее не продававшейся в
торговой точке (защита целевого сегмента);
- спад продаж по определенным видам продукции в
данной торговой точке («разогрев» целевого сегмента);
- обязательное наличие продукции из разных
ценовых диапазонов (сегментация по выгодам);
- наличие продукции, которая является аналогом
продукции конкурентов (отвоевывание доли рынка у конкурента).
В соответствии с перечисленными условиями
(факторами) ассортимент для конкретной торговой точки может формироваться
следующим образом:
- 2-3 наименования предлагаются самим
производителем и чаще всего являются обязательными для всех торговых точек;
- 2-3 наименования предлагаются менеджерами по
продажам по согласованию с администрацией магазинов.
Такой подход позволяет учитывать интересы и
производителя и организаций розничной торговли, гибко реагировать на конъюнктуру
рынка и своевременно принимать меры исходя из поставленных задач и
складывающейся ситуации.Требования к нарезке продукции в приложении 2.
Кто должен проводить дегустацию и как она должна
быть организована?
Дегустационные группы могут включать от 6…7 до
10…11 человек демонстраторов, включая и руководителя группы. Все демонстраторы
обязательно проходят необходимую подготовку, проводимую главным технологом
предприятия и специалистом психологом. Подготовка демонстраторов на крупных
предприятиях все чаще проводится специализированными фирмами по целевым
(заказываемым предприятием) программам. Так в Санкт-Петербурге 18-20 часовой
курс тренинга обходится примерно 100$ на 1 обучаемого.
Сотрудниц, проводящих дегустации, в больших
компаниях обычно держат в постоянном штате.Требования, предъявляемые к
демонстратору, находятся в приложении 1. Их количество зависит от интенсивности
и продолжительности различных кампаний по продвижению, запланированных фирмой.
Их месячная зарплата, как правило, довольно низкая: от 2000 до 4000 рублей. Это
обусловлено тем, что кроме руководителя группы демонстраторов все остальные
работают 2…3 дня в неделю.В приложении 3 дается вступительная речь дегустатора.
По результатам проведения акций ежемесячно
руководитель дегустационной группы предоставляет начальнику отдела маркетинга
отчет. В него включается первичная информация, собранная дегустаторами для
маркетологов по заранее разработанным для этого форматам. Кроме того, информация
о динамике объемов продаж, как правило, за 4…5 недель: за неделю до проведения
дегустации, о динамике объемов во время проведения дегустации и их изменении
через две недели после акции. При правильно спланированных акциях и
бесперебойном подвозе полного ассортимента дегустируемой продукции объемы продаж
в среднем увеличиваются от 2 до 4 раз. Несмотря на существенный эффект от
бесплатных проб продукта, после прекращения кампаний последний в течение
нескольких месяцев, а то и недель начинает плавно падать, к стати сказать равно
как и после любых других рекламных акций.
График проведения дегустаций составляется отделом
маркетинга продаж предприятия совместно с менеджерами по продажам самого
предприятия и/или торгового дома являющегося официальным дистрибьюторов данной
продукции. Наиболее предпочтительными пунктами при выборе места и времени
проведения акций являются, как это отмечалось ранее, пункты с наибольшим потоком
покупателей через торговую точку. Практика проведения дегустаций показывает что,
одновременно должны работать 3…5 бригад по 2 человека в каждой. Опыт проведения
дегустаций в Санкт-Петербурге показал - каждый район города в среднем
охватывается за 1-2 недели. Таким образом, за три месяца акция позволяет
охватить все наиболее привлекательные районы города.
Расходы
Расходы на организацию и проведение дегустаций
состоят из двух основных статей: инвестиционные одноразовые вложения и
переменные расходы непосредственно на проведение акций. Первые связаны с
обеспечением бригад демонстраторов всем необходимым, включая теоретическую
подготовку и тренинг. Вторые возникают при доставке продукта в точки проведения
акций и его расходования во время дегустаций.
Ориентировочная смета инвестиционных и переменных
расходов на дегустации представлена в таблице 1
Таблица 1
Статья расходов
|
Цена, |
Количество |
Сумма, |
|
(USD) |
(Руб.) |
|
(USD) |
(Руб.) |
Инвестиционные
расходы |
Специальное оборудование
|
|
|
|
|
|
Стойки дегустационные в
фирменном исполнении |
300 |
9000 |
5 шт. |
1500 |
45000 |
Спец. одежда
|
|
|
|
|
|
Спецодежда: фартуки, косынки или кепи в
фирменном исполнении |
15 |
450 |
10 шт. |
150 |
4500 |
Рабочий инвентарь
|
|
|
|
|
|
Доски разделочные |
2 |
60 |
10 шт. |
20 |
600 |
Кастрюли |
8 |
240 |
5 шт. |
40 |
1200 |
Электроплитки |
10 |
300 |
5 шт. |
50 |
1500 |
Удлинители (7-10 м)
|
6 |
180 |
5 шт. |
30 |
900 |
Ножи |
5 |
150 |
10 шт. |
50 |
1500 |
Средства связи
|
|
|
|
|
|
Пейджер |
100 |
3000 |
1 шт. |
100 |
3000 |
Обучение персонала
|
|
|
|
|
|
Основы психологии продаж,
поведения потребителей и работы с их возражениями (15-20 часовой курс).
|
100 |
3000 |
11 человек |
1100 |
33000 |
ИТОГО |
|
|
|
3000 |
95000 |
Переменные расходы
|
Расходный материал на одну точку
|
|
|
|
|
|
Продукт А |
|
50 |
2 кг |
|
100 |
Продукт Б |
|
60 |
2 кг |
|
120 |
Продукт В |
|
70 |
2 кг |
|
140 |
Продукт Г |
|
80 |
2 кг |
|
160 |
Продукт Д |
|
90 |
2 кг |
|
180 |
Тарелки одноразовые, Салфетки,
Зубочистки |
|
|
|
|
300 |
Всего |
|
|
|
|
до 1000 |
Транспорт
|
|
|
|
|
|
Рабочий день автомобиля
«Газель» на 5 торговых точек |
|
800 |
1 шт. |
|
800 |
ИТОГО (за 3 раза в
неделю, 4 недели, 5 торговых точек) |
|
|
|
|
до 70000 |
Исходя из приведенных цифр, можно со всеми на то
основаниями утверждать, что дегустация является относительно недорогим способом
продвижения продукции, особенно по сравнению с рекламой в центральных средствах
массовой информации. Последнее утверждение некоторыми маркетологами
оспаривается, но любой читатель может сам сравнить расходы на разовую акцию в
средствах массовой информации с теми данными, что приведены в таблице 1.
Не следует забывать о том, что дегустации еще и
воздействуют непосредственно на целевую группу покупателей (в колбасный магазин
не заходит тот, кому нужны конфеты). По этой причине можно говорить о дегустации
как об одном из наиболее эффективных способов продвижения продукта.
Таблица 2
Сценарий проведения дегустации
№ |
Мероприятие |
Срок |
Исполнитель |
|
Подготовка дегустации
|
|
|
1 |
Прибыть в торговую точку для
проведения дегустации |
За 30 минут до начала акции
|
2 демонстратора |
2 |
Подготовить рабочее место:
|
За 30 минут до начала акции
|
демонстраторы |
|
установить стойки |
|
|
|
подготовить рекламную продукцию
|
|
|
|
одеться в униформу (см.
приложение 1) |
|
|
|
подготовить расходный материал
(зубочистки, салфетки, одноразовую посуду) |
|
|
|
приготовить продукцию, нарезать
ее (см. приложение 2) |
|
|
|
Проведение дегустации:
|
|
|
3 |
Выложить продукцию и расходные
материалы на дегустационной стойке |
К моменту начала акции
|
дегустатор |
4 |
Громко и ясно пригласить
покупателей на дегустацию: |
В течение всего времени акции
каждые 10 мин. |
|
|
своевременно подрезать
продукцию (разогревать сосиски, сардельки) |
к моменту начала акции и по
мере необходимости |
|
|
информирование покупателя о
потребительских качествах продукции (см. приложение 3) |
В течение всего времени акции
|
|
|
заполнять анкеты |
В течение всего времени акции
|
|
|
следить за правильностью
выкладки продукции на прилавках магазина |
В течение всего времени акции
|
|
|
быть приветливым, улыбаться
|
В течение всего времени акции
|
|
|
расходовать продукцию в
соответствии с установленными нормами |
В течение всего времени акции
|
|
|
следить за чистотой рабочего
места |
В течение всего времени акции
|
|
|
оформлять документы
(товарно-транспортная накладная, договор о проведении дегустации и акт)
|
|
|
|
Заключительный этап
|
|
|
5 |
Демонтировать рабочее место:
|
По окончании акции |
Демонстратор |
|
убрать весь расходный материал
|
|
|
|
разобрать рабочую стойку
|
|
|
|
убрать оставшуюся продукцию в
холодильник (если необходимо) |
|
|
|
собрать весь рабочий инвентарь
|
|
|
|
согласовать с руководством
торговой точки вопросы сохранности стойки и рабочего инвентаря |
|
|
|
транспортировка оборудования в
другую торговую точку |
|
|
Приложение 1
Требования, предъявляемые к демонстратору
Обязанности дегустатора
Демонстратор обязан:
- Иметь при себе санитарную книжку.
- Начинать и заканчивать работу в точно
установленное время.
- Быть осведомленным о составе, оболочке
продукции, в частности о дегустируемой продукции.
- Сообщать покупателю достоверную, исчерпывающую
информацию о продукте, представленном на дегустации.
- Прилагать усилия к убеждению покупателей в
том, что дегустируемая продукция обладает исключительными достоинствами.
- При обсуждении своего продукта совместно с
продуктом конкурента обращать внимание на общие достоинства и подчеркивать
исключительные преимущества своей и исключительные недостатки продукции
конкурентов.
- Быть корректным при общении с покупателями.
- Контактировать с продавцами и руководителями
торговых точек.
- Размещать рекламные материалы (дисплеи,
листовки, стикеры, воблеры, флажки).
- Заполнять анкеты для маркетингового
исследования.
- Составлять отчет о работе (еженедельно) и
передавать его руководителю дегустационной группы.
- Следить за постоянным наличием и правильностью
выкладки продукции в витринах торговой точки.
- Обеспечивать сохранность рабочего оборудования
во время проведения дегустации.
- Содержать рабочее место и униформу в чистоте и
порядке.
- Уметь нарезать продукцию и расходовать ее в
соответствии с установленными нормами.
Требования к внешнему виду дегустатора
Дегустатор должен выглядеть опрятно:
- одежда выглажена (светлый верх, темный низ);
- руки приведены в порядок (яркий лак на ногтях
не разрешается);
- волосы убраны под головной убор. Во время
дегустации быть одетым в униформу (фартук и кепка или косынка).
Дегустатору не разрешается
- жевать на рабочем месте, есть и пить за
стойкой;
- приносить с собой отвлекающие предметы (плеер,
игрушки, книги и т.п.);
- разговаривать с напарником по вопросам, не
относящимся к работе.
Приложение 2
Требования к нарезке продукции
- Продукция нарезается ломтиками толщиной не
более 3—4 мм.
- Каждый ломтик нарезается на 6—8 примерно
равных сегментов (колбаса вареная), на 4 равных сегмента (колбаса полукопченая
и варенокопченая), на 2 равных части (колбаса сырокопченая).
- Продукция нарезается по мере необходимости (не
реже 1 раза в 30 минут).
- Продукция должна быть аккуратно выложена на
одноразовой тарелке и иметь привлекательный внешний вид. Категорически не
допускается наличие на тарелке подсохшей продукции.
Приложение 3
Вступительная речь дегустатора
Вступительную речь дегустатор должен громко и
ясно произносить не реже 1 раза в 10 минут.
Вариант 1.
Уважаемые покупатели!
Сегодня для Вас проводится (бесплатная)
дегустация продукции завода «N».
Пожалуйста, подходите, пробуйте! Наша продукция
высокого качества и есть в продаже.
Вариант 2.
Уважаемые покупатели! Вам предоставляется
возможность попробовать продукцию завода «N». Вы можете попробовать колбасы,
оценить их вкус, а также выразить свое мнение о продукте и мясокомбинате, его
производящем. Понравившуюся продукцию вы можете приобрести в нашем магазине.
Обращение через радиоузел.
(При наличии в торговой точке радиоузла
демонстратору следует регулярно (1 раз в 20—30 минут) обращаться к покупателям
самому, либо попросить об этом администратора торговой точки.)
Уважаемые покупатели! Сегодня для вас
проводится дегустация продукции завода «N». Вам предоставляется возможность
попробовать и оценить вкусовые качества (далее идет перечисление ассортимента
дегустируемой продукции). Продукция завода «N» изготовлена из
высококачественного сырья. Весь ассортимент представлен на прилавках нашего
магазина.