ограничивает болтовню или разговоры о его личных
чувствах.
Метод Майерс-Бриггс
Этот метод построен на основе теории Карла Юнга, который
предположил, что случайные на первый взгляд различия в
поведении на самом деле имеют более глубокий смысл, если
рассматривать те способы, с помощью которых люди собирают
информацию, принимают решения и относятся к другим людям.
Система Майерс-Бриггс описывает разные "типы людей".
Типы людей определяются путем выявления естественных доминантных
черт человека из каждой пары по четырем категориям:
1. Экстраверты (Е) направляют свою энергию на
внешний мир. Они говорят и действуют.
Интроверты (I), наоборот, любят подумать прежде,
чем что-то предпринять. Они предпочитают работу, которая требует
спокойной умственной активности.
2. Сенситивы (S) - это люди, которые активно используют
свои органы чувств для сбора информации. Они реалисты
и прекрасно ориентируется в деталях и подробностях этого мира.
Интуитивы (N), наоборот, видят глубокий смысл и
широкие возможности развертывания той или иной ситуации, поскольку
они оценивают мир с помощью своего воображения.
3. Логики (Т) делают рациональные, логические выводы. Они
легко могут выявить, что правильно и что неправильно. Они
анализируют.
Эмоционалы (F), наоборот, принимают решение на основе
своих чувств (а эти чувства, в свою очередь, базируются на
системе их ценностей). Они являются тактичными, сострадательными и
склонными к благотворительности, отличаются дипломатичностью.
4. Рационалы (J) ведут упорядоченную организованную
жизнь, и чем больше событий в жизни они могут контролировать, тем
для них лучше.
Иррационалы (Р), наоборот, отличаются спонтанными
реакциями, приветствуют новый опыт.
Метод Майерс-Бриггс призван помочь людям лучше узнать друг друга
и научить относиться друг к другу с уважением. Если вы понимаете,
что собой представляет тот или иной тип, то это может помочь вам
улучшить отношения с такими людьми и использовать их положительные
качества в своих целях.
Близкой к теории типов является идея, предложенная психологом
Дэвидом Кирси. В соответствии с ней людей можно классифицировать по
четырем типам темперамента:
- NF (романтический, мягкий);
- NT (любопытный, логический);
- SJ (организованный, ответственный);
- SP (играющий, свободный).
Если вы решите глубже изучить все эти теории, то пусть вас не
пугает и не смущает огромное количество параметров. Вам просто нужно
будет, как это делают детективы, использовать их как ключи, чтобы
знать и понимать, как устроены люди.
Это знание не только даст возможность плодотворнее сотрудничать с
другими людьми, но также поможет нам прогнозировать их
поступки.
Метод Берна
Вы наверняка обращали внимание на различное поведение одних и тех
же людей в разных ситуациях, в контакте с разными людьми.
Корректный, вежливый, суховатый менеджер постоянно деловит и
рационален на своем рабочем месте, а вечером в ресторане он выглядит
раскованным и веселым.
Для объяснения различного поведения одного и того же
человека психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний
(я-состояний).
Берн проводит различие между структурной и функциональной
моделями. Структурная модель отображает внутреннее
устройство психики, функциональная - способы действия, т.е.
действие и реакцию.
Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из элементов:
мыслить, чувствовать, действовать.
Состояние Родители - я |
Тот, кто думает, действует и чувствует так,
как его родители |
Состояние Взрослые - я |
Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает
и объективно осмысливает факты |
Состояние Ребенок - я |
Тот, кто чувствует и действует так, как в
детстве |
Графически эти эго-состояния можно изобразить
следующим образом.
|
|
структурная модель |
функциональная модель
|
Состояние родители - я
Мы попадаем в состояние родители - я, если: думаем, говорим,
действуем, реагируем, чувствуем так, как это делали наши родители
или другие люди, пользовавшиеся у нас авторитетом в детстве. Однако
это не означает, что они действительно так себя вели. Просто мы так
воспринимали их поведение, и пережитое неизгладимо хранится в нашей
памяти.
При этом не играет никакой роли, действительно ли эти
авторитетные для нас люди вели себя так, как это хранится в нашей
памяти, мы переняли их поведение без всякой "фильтрации".
Представьте себе, что запоминающее устройство внутри нас -
стереомагнитофон. На одной его дорожке хранится содержание когда-то
услышанного нами в том виде, как мы его тогда воспринимали, на
второй - записана наша реакция, связанная с теми ощущениями.
Критическое состояние родители - я хранит определенные заповеди,
запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков.
Заботливое состояние родители - я характеризуется проявлением
таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и
чрезмерной заботливостью.
Примеры
Заботливое родители - я
Женщина, имеющая большой опыт работы на предприятии, обращается к
коллеге-новичку: "Таня, вы сами справитесь или мне помочь вам?"
Старшая по возрасту, опытная делопроизводитель говорит своей
ученице (чрезмерно заботливо), которая уже некоторое время выполняет
эту работу и прекрасно все успевает: "Оставь, Катя, я это сделаю за
тебя".
Критическое родители - я
Мастер рабочему: "Неужели вы всегда работаете так плохо"?
Начальник сотруднице: "Вы не могли бы хотя бы раз правильно
выполнить порученное дело! В последнее время вы все делаете спустя
рукава".
Состояние взрослые - я
В состоянии взрослые - я в память заложены наш опыт и познания,
т.е. то, что мы пережили.
Это своеобразный банк данных, активное состояние, в котором мы
трезво и по-деловому взвешиваем факты, учитываем реальное положение
вещей, используем ранее полученный опыт.
Диктор, читающий новости, выдает информацию, соответствующую
состоянию взрослые - я. Способ подачи информации допускает
возможность дискуссии. Например, мастер объясняет прорабу, как надо
действовать, чтобы решить техническую проблему. Прораб получает и
перерабатывает информацию, задает вопросы, сравнивает свои
предложения и дискутирует с мастером в деловом тоне о возможностях
решения проблемы. И мастер, и прораб находятся в состоянии взрослые
- я.
Состояние взрослые - я полезно в следующих ситуациях: при решении
проблем, в процессе дискуссий и конструктивной критики, когда
одновременно показываются негативные и позитивные стороны, а также
при преодолении трудностей в деловых отношениях.
Примеры
Руководитель экономического отдела говорит начальнику отдела
сбыта: "Сергей Петрович, в последней оценке компьютерных данных
содержатся такие цифры..."
Руководитель отдела сотруднику: "Сколько времени вам потребуется
для решения этой задачи?"
Состояние ребенок - я
Вам знакомы ситуации, когда вы связываете поведение собеседника с
тем, что "в нем сидит ребенок". Люди, пребывающие в состоянии
ребенок - я, действуют, думают и чувствуют так, как это делали в
детстве.
Работник, идущий по коридору непринужденной походкой и радостно
насвистывающий, находится под воздействием своего состояния ребенок
- я. Но как только он закрывает за собой дверь конференц-зала, то в
большинстве случаев погружается в состояние взрослые - я и
по-деловому докладывает о проблемах.
Когда мы находимся в состоянии ребенок - я, то смеемся, издаем
радостные возгласы, танцуем, поем, испытываем боль, печаль, страх,
разочарование, ревность, ненависть, подозрение, зависть, тоску,
счастье, воодушевление и любовь со всеми их оттенками.
В функциональной модели мы различаем: приспосабливающееся ребенок
- я, бунтарское ребенок - я, свободное ребенок - я.
В приспосабливающемся состоянии ребенок - я мы находимся тогда,
когда повинуемся, чувствуем себя виноватыми, замыкаемся в себе,
дуемся на кого-либо, опасаемся чего-нибудь. По существу это
эго-состояние ориентировано на то, что, как нам кажется, ожидают от
нас другие.
На бунтарское состояние ребенок - я также оказывают влияние
требования или желания одних людей, которые не соответствуют
желаниям других. В принципе в приспосабливающемся и бунтарском
состояниях ребенок - я речь идет об одном и том же эго-состоянии, но
с разными знаками.
В свободном состоянии ребенок - я мы видим естественного ребенка,
без следов влияния на него. Он радуется, сердится, исследует мир,
изобретает, смеется и плачет, бывает непосредственным, не заботится
о праве и морали, не зависит от того, что хотят от него другие, и
т.д.
Примеры приспосабливающегося поведения
Сотрудник начальнику, получая новое задание (умышленно покорный
тон): "Само собой разумеется, весьма охотно".
На светофоре загорается красный свет. Вы останавливаетесь.
Примеры бунтарского поведения
Студент студенту (бунтарский тон): "Профессор может делать со
мной все, что угодно, но я не буду делать это дурацкое задание!"
Служащий начальнику: "Почему всегда я? Это может сделать
Иванов".
Распознание эго-состояний
Для распознания эго-состояний большое значение имеет знание
интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела.
Достижением Э. Берна было то, что в своей модели анализа
эго-состояний он показал, как внутренние психические процессы
выражаются во внешнем поведении. Например:
эго-состояния "родители-я"
|
Критическое |
Заботливое |
Общее поведение |
Автоматически оценивающее,
ироническое, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее
виновного, приказное, авторитарное, запрещающее, догматичное,
претендующее на правоту, указывающее как правильно, проводящее
границу. |
Доброе, ободряющее, признательное,
озабоченное, сочувствующее, защищающее, поддерживающее,
советующее, помогающее, утешающее, понимающее,
покровительственное, сверхзаботливое. |
Формулировки |
Ты должен, ты не должен, это тебе нельзя, как
ты только можешь, это следует сделать, этого не следует
делать, сколько тебе говорить одно и то же, прекрати это
сейчас же, я не позволю так с собой обращаться. |
Не ломай себе голову, не так плохо, как
кажется, не вешай нос, успокойся, тебе это не по силам,
бедняга, хорошо получилось, я могу вас понять, выше голову,
лучше не делай этого, я сам это сделаю. |
Манера говорить |
Громко, твердо, высокомерно, насмехаясь,
иронично, цинично, саркастически, остро, ясно, с нажимом. |
Тепло, успокаивающе,
сочувственно. |
Выражение лица |
Нахмуренный лоб, критический взгляд, сжатые
губы, брови сошедшиеся к переносице или поднятые вверх, нос
презрительно сморщен, неодобрительное покачивание головой,
отчужденное выражение лица. |
Заботливое, ободряющее, довольное,
счастливое, улыбчивое, опасливо-озабоченное,
заинтересованное. |
Язык тела |
Поднятый вверх указательный палец, руки на
бедрах, руки скрещенные на груди, ноги широко расставлены. |
Протянутые руки, поглаживание по
голове. |
Не бывает ни плохих, ни хороших эго-состояний. Каждое из них
имеет свои преимущества и недостатки. Для успешного общения
надо стремиться свободно владеть всеми состояниями. Это можно
сделать только путем тренировки, но не старайтесь объять
необъятное.
Продолжение...