Если дело не в радость...
Еще вчера вы словно летали на крыльях, заражая подчиненных своей энергией.
Но вдруг в душе что-то оборвалось: старые проекты больше не увлекают, новые
не приносят ожидаемой прибыли. Кажется, что сил продолжать подъем больше нет.
Что делать? Свернуть с дороги и продать бизнес или сделать передышку, чтобы
изменить отношение к налаженному делу?
Работа отдыху не помеха
Даже самые опытные и выносливые предприниматели время от времени падают духом.
Ведь психофизиологические возможности любого человека имеют пределы. И когда
напряжение доходит до точки "х", появляются опасные симптомы. С первых утренних
часов жизнь отравляет ощущение, что ни на что не хватает времени. Энергия иссякает,
а на ее место приходит апатия и отвращение к своему делу. Так бодрый шеф, фонтанирующий
идеями, превращается в раздражительного и всем недовольного придиру, который
становится тормозом собственному бизнесу. Психологи называют эти эмоциональные
проявления "синдромом сгорания".
- Мы проводили исследование неблагоприятных факторов, влияющих на отношение
человека к работе, - рассказывает Галина Мельникова, генеральный директор компании
HR Рartners. - Оказалось, что россияне среди причин, побуждающих оставить свою
работу, в 80% случаев называют отсутствие баланса между ней и личной жизнью.
Кстати, мы сверяли свои выводы с зарубежными данными. Оказалось, что в других
странах по этой же причине бросают свое дело до 60% бизнесменов. Чаще всего
страдают от "синдрома сгорания" и люди, которые слишком мало отдыхают.
- Руководитель должен заставлять себя уходить в отпуск и в буквальном смысле
выгонять на каникулы своих подчиненных, - говорит Галина Мельникова. - Кроме
того, надо всегда помнить о том, что выходные существуют для того, чтобы отдыхать,
проводить время с семьей, а не для профессиональных тренингов. Надо уметь находить
время для учебы в рабочие дни.
Отсюда самый простой способ избежать апатии к делу - создание баланса между
работой и личной жизнью. Но не всегда причина, по которой предпринимателю надоедает
свой бизнес, кроется только в физической усталости.
Бесцельно прожитые годы
Владелец компании по продаже продуктов питания Глеб Якушкин пять лет назад
закрыл успешную компьютерную фирму, чтобы попробовать себя в новом деле. Прежнего
успеха добиться не удалось. Сейчас Якушкин считает, что сворачивать бизнес только
из-за того, что он стал неинтересным, - серьезная ошибка. Но в то время он не
мог поступить иначе: он шел в офис, словно на каторгу, и даже отпуск не возвращал
ему прежнего душевного подъема.
- Вполне возможно, что Глеб оставил свое дело из-за того, что работа приносила
ему негативные эмоции, - полагает владелец московского отделения тренинговой
компании "Всемирные центры взаимоотношений" Михаил Степанов. - Досада, раздражение,
злость - все это приводит к усталости. А позитивные чувства, напротив, способствуют
тому, что бизнесмен готов работать долго и быстро восстанавливается после серьезных
нагрузок.
Часто волны "негатива" начинают захлестывать сознание, когда человек не осознает
истинных целей, ради которых он ведет свой бизнес.
- Многие не могут признаться себе в том, что слишком большое место в своей жизни
отдают работе, - говорит Галина Мельникова. - Это чревато опустошенностью и
упадком сил. Один мой клиент, вице-президент банка, последние три месяца по
16 часов в сутки работает над новым проектом. И чем ближе совет директоров,
который должен или принять его, или отвергнуть, тем больше он погружается в
состояние стресса. Кроме того, он принял решение бросить свое дело, если проект
окажется неудачным. Совершенно очевидно, что от этого пострадают и банк, и он
сам. Надо всегда помнить, что любой проект - это еще не вся жизнь.
- Чтобы трудиться с радостью, предприниматель должен точно ответить на вопрос,
зачем ему нужен бизнес, - рассказывает Михаил Степанов. - Причем финансовая
цель - это только вершина айсберга. Надо понять, зачем тебе заработанные деньги,
например, что ты хочешь на них купить. А потом - представить, как изменится
твоя жизнь, что ты будешь чувствовать, когда станешь обладателем этих вещей.
Эти чувства - твоя конечная цель. И от того, насколько позитивно чувство, к
которому ты хочешь прийти, будет зависеть, насколько сложно тебе будет идти
к цели.
- Предположим, вы поняли, что трудитесь для того, чтобы заработать денег на
хорошую машину, - говорит Михаил Степанов. - Для чего она нужна? Если для того,
чтобы вы и ваша семья путешествовали в безопасности, то вам будет легче получить
нужную сумму. А вот если истинная цель - самоутвердиться перед друзьями, то
работе будут сопутствовать постоянное напряжение и усталость.
Мое - не мое
Ничто не создает так много негативных эмоций, как мысль о том, что вы занимаетесь
не своим делом, что выбранная сфера работы - не ваше призвание.
Но часто бывает, что разобраться в том, нравится ли вам бизнес или нет, сложно.
Мелкие неприятности сводят на нет все радостные эмоции, которые вы получаете
от собственного дела.
Михаил Степанов предлагает такой способ "протестировать" свой бизнес:
- Задайте себе простой вопрос: готовы ли вы хотя бы месяц заниматься своей фирмой
бесплатно, только ради удовольствия. Если нет - значит, это не дело вашей жизни.
Есть и другой способ разобраться в своих чувствах. Попытайтесь виртуально бросить
свой бизнес и проанализируйте, какие чувства вы от этого испытываете.
- Я сам один раз разрешил сложную дилемму, приняв решение "от обратного", -
рассказывает Михаил Степанов. - В какой-то момент мне было очень сложно набирать
студентов на тренинги, и я склонялся к мысли передать компанию во внешнее управление.
Я представил, что курсы мне уже не принадлежат, и начал анализировать свои чувства.
Вскоре стало ясно, что облегчения нет. Я по-прежнему испытывал дискомфорт. Тогда
я понял, что сложности, которые я имел при наборе людей на курсы, приносили
мне меньше расстройства, чем мысль о расставании с бизнесом. Но почему? Я начал
думать о трудностях, с которыми столкнулся, и понял, что они для меня даже полезны:
я сам тренируюсь, учусь быть предпринимателем. Я понял, что моя истинная цель
- обучение. И мне стало значительно легче.
Если решение бросить свое дело все же принято, то прежде чем обрубить все концы,
имеет смысл отправиться в отпуск, а в последний день каникул вновь подумать
о том, нравится ли вам это решение. Главное, в течение отпуска не терзать себя
мыслями о бизнесе, а отложить окончательное решение на последний день.
Новые впечатления
Если воображаемая ситуация, что ваша фирма закрылась, не приносит удовлетворения,
то стоит задуматься, как бороться с негативными эмоциями, которые сопровождают
вашу ежедневную деятельность. Михаил Степанов предлагает бизнесменам поменять
поле деятельности в рамках своей же компании:
- К примеру, владелец фирмы очень много сил тратит на борьбу с воровством, -
рассказывает Степанов. - Он сам заказывает камеры слежения, контролирует их
установку в офисе фирмы, проводит беседы с сотрудниками. Но ликвидировать воровство
все равно не удается. Это вызывает у него негативные эмоции и, как следствие,
апатию. Значит, владельцу нужно переключаться на совершенно иной участок работы
- возглавить исследование новых рынков, больше внимания уделять работе с ключевыми
клиентами. А для решения задач, связанных с безопасностью, нанять специалистов.
Это поможет увидеть новые грани своего бизнеса.
Хороший способ освежить чувства, которые приносит поднадоевшее дело, - получить
дополнительное профильное образование. Олег Кольцов, совладелец фирмы по производству
высокоточного измерительного оборудования, несколько лет назад защитил диссертацию
по лазерам и стал кандидатом технических наук. А спустя еще пару лет, не оставляя
прежней работы, вновь пошел учиться - на этот раз изучать бизнес-психологию
и управление персоналом. А Глеб Якушкин сейчас работает над научным трудом по
макроэкономике:
- Моя фирма приносит мне достаточно денег, чтобы прокормить семью, бизнес налажен
и требует моего минимального участия. Поэтому я с огромным удовольствием могу
почти целый рабочий день трудиться над своей книгой дома за компьютером. Мне
это очень нравится.
Шаг в сторону
Несмотря на то, что термин "синдром сгорания" появился пару десятков лет назад,
предприниматели и двести, и сто лет назад уходили из налаженного дела в новые
проекты, позволяющие снова испытать азарт и душевный подъем. Скажем, известный
русский кондитер Алексей Абрикосов в конце XIX века передал конфетное производство
сыновьям, а сам купил почти разорившуюся фирму по продаже чая и кофе. Торговля
колониальными товарами пошла успешно и впоследствии стала частью общего семейного
бизнеса.
А вот пример из наших дней: совладельцы московской консалтинговой фирмы решили
выпускать профильный журнал. И хотя проект оказался убыточным, абсолютно новые
хлопоты - с авторами и типографией - заставили предпринимателей, как прежде,
фонтанировать идеями, устраивать мозговые штурмы.
Иногда, особенно после 40 лет, бизнесмены меняют налаженный, высокодоходный
бизнес на дело, в основе которого лежит какое-то хобби: ландшафтный дизайн,
дайвинг или экзотическая кухня. Это больше характерно для западных предпринимателей,
но и в России можно встретить человека, который параллельно с основным бизнесом
открывает букмекерскую контору, создает образцовую сельскохозяйственную ферму.
Иногда внести свежую струю в свой бизнес можно, изменив его географию. Москвич
Артем Веселов был генеральным директором одной из небольших инвестиционных компаний.
Однако в последние годы операции с ценными бумагами не приносили доходов и морального
удовлетворения. Тогда Артем решился на нестандартный шаг: уехал из Москвы в
другой город, где открыл точно такую же фирму. И сейчас Артем очень гордится
тем, что это - единственная компания в регионе, которая оказывает подобные услуги.
Ирина Белашева
Журнал "Свой Бизнес" #09(14)