Изучение потенциальных клиентов
В ходе
переговоров очень многое зависит оттого, что представляет из себя человек,
сидящий по другую сторону стола. Не менее важно знать хоть что-то о человеке,
когда Вы направляете ему письменное предложение.
Если Вы
знаете своего клиента, это значит, что Вы знаете, чего он на самом деле хочет.
Возможно, ему нужна Ваша продукция, а возможно, и нечто иное: восприятие его как
личности, уважение, гарантии, забота, оказание услуги, укрепление в нем чувства
собственного достоинства - все то, чем мы, как человеческие существа, дорожим
больше, чем подъемными кранами, зубными щетками, акциями МММ или универсальными
пятновыводителями. Харви Маккей, владелец фирмы по производству конвертов,
приводит пример. Один из его клиентов - заядлый бейсбольный болельщик. Это дает
Харви повод раз 6 в год посылать ему письма, связанные с игрой его любимой
бейсбольной команды. В ответ Маккей получает заказы на новые типы конвертов. В
результате оба получают то, что им нужно. Но для того, чтобы иметь возможность
вступить в такие отношения со своим клиентом, необходимо его хорошо знать.
Нужно
собирать сведения о людях, на которых Вы хотите оказать влияние. При этом не
надо впадать в ложную скромность и считать, что Вы занимаетесь чем-то
недопустимым и даже постыдным. Вспомните, что Ваши потенциальные покупатели
приходят к Вам уже предупрежденными, воспринимая Ваше предложение о продаже с
недоверием и даже с цинизмом. Работа у них такая. Ваша работа как продающего -
нейтрализовать эти настроения, чтобы продукция, которую Вы хотите сбыть,
получила справедливую оценку, которую она заслуживает. Если бы процедура
торговли просто сводилась к тому, чтобы выявить тех, кто делает наиболее
выгодное предложение, то тогда никто бы не нуждался в торговых агентах и агентах
по сбыту. Всех их с успехом заменил бы обычный компьютер с базой данных. За
людьми, а не за техническими устройствами всегда останется решающее слово, когда
надо будет определить, с кем заключить сделку. Как выразился Ли Якокка в своей
книге "Карьера менеджера": "Тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя
заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают". Поэтому советуем Вам
завести Бланк на своих постоянных и потенциальных клиентов, в который Вы будете
заносить информацию о них, и который очень поможет Вам в работе. Собирать эту
информацию гораздо легче, чем может показаться на первый взгляд. Клиенты
удивительно охотно сами рассказывают о своих целях и проблемах. Другое дело,
что их редко кто охотно слушает, если это не сулит сиюминутной выгоды.
Кроме
сведений, почерпнутых непосредственно в беседах с клиентами, необходимую
информацию могут поставлять: поставщики; газеты; отраслевые издания; радио,
телевидение; банки; секретари; помощники и т.д.
Безусловно, все хорошие агенты по сбыту и так хорошо знакомы со своими
клиентами, но эти знания зачастую носят хаотичный характер. Кроме того, люди
меняют работу, уходят на пенсию, умирают, в конце концов, и накопленные ими
сведения исчезают вместе с ними. Но, благодаря Бланку, заведенному на клиента,
новый торговый агент начинает не с нуля, а владеет той же информацией, что и
его предшественник. Кроме того, "Бланк клиента" помогает в тех случаях, когда
агенты по сбыту и их руководители обсуждают клиента. А теперь познакомьтесь с
"Бланком клиента" и решите сами, помогут ли сведения, которые Вы соберете о
своих клиентах и партнерах, в работе. Мы уверены, что помогут.
Бланк
клиента
Дата
заполнения
Дата
внесения последних дополнений
Кто заполнял анкету
1.Клиент
· Фамилия, имя, отчество
· Название фирмы, адрес, телефон
· Домашний телефон
· Дата и место рождения
· Особенности физического состояния (рост, вес,
хорошая физическая форма, лысеет, страдает артритом и т.д.)
2.
Полученное образование
· Средняя школа и год окончания
· Высшее учебное заведение и год окончания 8). Ученая
степень, Ученое звание
· Если не имеет высшего образования, то является ли
этот факт болезненным или предметом гордости
· Прохождение Военной службы
· Звание и награды
· Отношение к службе в армии
3. Семья
· Семейное положение
· Фамилия, имя, отчество жены (мужа)
· Круг интересов жены (мужа)
· Дата свадьбы
· Дети (имена, возраст, чем интересуются)
4.
Предшествующая деятельность
· Прежние места работы
· Занимаемая должность
· Предшествующая должность в фирме, где работает в
настоящее время
· Членство в профессиональных или отраслевых
обществах
· Имеются ли люди, к мнению которых клиент особенно
прислушивается
· Кто из сотрудников нашей фирмы знаком с клиентом
· Как клиент относится к своей фирме
· В чем заключается долгосрочная цель его
деятельности
В чем заключена ближайшая цель его деятельности
· Чем больше всего озабочен клиент: благополучием
фирмы или собственным благополучием
5. Особые
интересы
· Является ли политически активным
· В какой партии состоит
· Религия
· Что, помимо бизнеса, принимает близко к сердцу
6. Стиль
жизни
· Занимается ли спортом
· Употребляет ли спиртные напитки
· Курит ли он
· Если не пьет и не курит, то, как он реагирует, если
в его присутствии это делают другие
· Где он предпочитает обедать: дома, на работе, в
ресторане?
· Что предпочитает делать в свободное время
· Где и когда обычно проводит свой отпуск
· Болельщиком, каких команд и видов спорта он
является
· Какой марки автомобиль (есть ли он)
· О чем любит поговорить
· Беспокоится ли он, прежде всего о мнении других и,
если да, то кого
· Является ли клиент эгоцентричным
Теперь поговорим о том, что нам дает использование "Бланка
клиента".
Наверное,
Вы еще помните, как, будучи детьми, понимали, что к родителям, когда они
находятся в плохом настроении, лучше не приставать с просьбами, а когда они
находятся в хорошем настроении, их можно смело просить почти о чем угодно. Так,
если мы лично позвоним клиенту и поздравим его с днем рождения, то переговоры о
сбыте продукции, которые мы с ним проведем, будут иметь значительно больше
шансов на успех. Если, просматривая анкету, Вы выясните, что учились с клиентом
в одной школе или одном вузе, то считайте, Вам крупно повезло. Темы для общих
воспоминаний у Вас найдутся, и, почти наверняка, клиент заинтересуется Вашей
продукцией и, если она только не чудовищно плоха, купит её. Большинство
руководств по организации сбыта сообщит Вам: главное, что Вы предлагаете
покупателю, - это Ваша собственная личность. Мы этого не утверждаем. Мы считаем,
что предлагать свою личность - это зачастую весьма неудачная идея. Ведь очень
часто наша личность представляет, честно говоря, собой весьма паршивый товар.
Для нас важен клиент, его личность. Наша же личность пусть играет на переговорах
второстепенную роль.
Герчина Оксана