ГЛАВНАЯ                    СТАТЬИ                    КНИГИ                    ИНТЕРЕСНОЕ                    КОНТАКТЫ                    ССЫЛКИ
МАРКЕТИНГ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ТОРГОВЛЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ
ПСИХОЛОГИЯ
СТАТЬИ
КНИГИ
ДОКУМЕНТЫ







Украинские 120x60



Украинские 120x60





Философия переговоров


Владимир Перемолотов, Рудольф Хайкин

Умение положительно влиять на партнера по общению не сводится лишь к связному изложению своих мыслей и широкой улыбке. В значительно большей степени это умение заключается в выстраивании логики беседы, в которой отражается процесс взаимоувязки интересов партнеров.

Вступая в переговоры и не имея плана беседы, а надеясь на то, что все как-то само собой устроится, вы рискуете, как и всякий путешественник, бредущий без плана и карты, заблудиться и вернуться к исходной точке.

Несмотря на то, что любые переговоры уникальны, все они проходят через ряд совершенно одинаковых этапов. В настоящее время специалисты выделяют четыре таких этапа.

Этап первый - определение проблемы. Он предполагает активный обмен информацией. Проблема может быть очевидна как для вас, так и для вашего партнера, однако ваши взгляды могут отличаться. Даже если вы обладаете одинаковой информацией, что маловероятно, вы по-разному (каждый через себя) пропустили ее, и она приобрела личностную окраску.

На первом этапе преследуются две цели: выяснить точку зрения партнера и донести до него собственную. Идет обмен чистой, эмоционально не окрашенной информацией. Акцент делается на обсуждении вопроса, а не на наше мнение о нем. Очень важно избежать оценочных суждений, отражающих вашу позицию.

На этом этапе недопустим просительный или извиняющийся тон. Нельзя предлагать никаких конкретных действий. Ваша попытка сделать это будет оценена партнером как неуважение к его еще не высказанному или недостаточно обсужденному мнению.

Учитывая, что потребности и взгляды вашего партнера лежат в основе процесса его убеждения, то и первоначальный обмен информацией должен вестись в направлении этих потребностей и взглядов. Все вопросы, которые могут быть вами заданы, должны исходить из интересов партнера и при этом представлены как проявление вашего интереса и уважения к его точке зрения.

После того как интересы и позиции обеих сторон обозначены, можно перейти ко второму этапу.

Этап второй - поиск обоюдовыгодных решений. На этом этапе обсуждаются и согласовываются положения, которые послужат основой для будущего соглашения, выявляются элементы общности между вашими интересами и интересами партнера. Ваша цель - показать партнеру понимание его заинтересованности в решении проблемы. Как только он почувствует, что его надобности осознаются и вы демонстрируете готовность обсудить их, то вы можете быть уверены в его ответной реакции в плане обсуждения вашей точки зрения, вашего плана решения проблемы.

На третьем этапе конкретизируются найденные ранее взаимоприемлемые решения. Ваша цель - сформировать у собеседника понимание необходимости принять именно это конкретное решение. Достигнутое на предыдущем этапе взаимопонимание само по себе еще не гарантирует конкретных действий по ее разрешению. Необходимо создать у партнера достаточную мотивацию для принятия нужного решения. Как это сделать?

Тут не срабатывает прямолинейная логика по принципу: это хорошо, попробуй, тебе понравится. На партнера окажут влияние только те аргументы, которые увязывают решение проблемы с его интересами, ну и, разумеется, с вашими. В конце этого этапа ваш собеседник должен получить ответ на вопрос: "Что каждый из вас приобретет и что потеряет, если произойдет все то, о чем вы договорились".

Аргументы, используемые вами, должны лежать в сфере личностного опыта вашего партнера. Существует правило: "Нельзя напугать бедуина наводнением". Мы можем говорить жителю пустыни сколь угодно много о наводнении и о вреде избытка воды, но он по вполне понятным причинам просто не в состоянии представить себе этого. У него нет жизненного опыта.

Четвертый этап - организация выполнения принятого решения. В нем главную роль играет не психология, а обычная система организационных действий, влекущая за собой конкретное исполнение: кем и как будут выполняться работы, срок и ответственные за выполнение этапов. Сюда же входит и детальная разработка будущих совместных действий.

А теперь - несколько советов, пригодных к использованию на всех этапах беседы:

1. На первом этапе не стремитесь рекламировать свои предложения. Ваша попытка (разумеется, из самых благих побуждений) навязать собеседнику свою точку зрения, не выслушав его аргументов, будет расценена как неуважение к его личности.

2. Уберите из делового лексикона слово "извините". Если вы извиняетесь, то это автоматически рождает у собеседника мысль, что вы хотите предложить ему что-то неприятное (а иначе с какой стати вы стали бы извиняться).

3. Будьте корректны с партнером. Не думайте, что вам известна истина в последней инстанции и вас должны слушать раскрыв рот. Партнер ничуть не глупее вас. Помня об этом, вы сможете избежать большого числа неприятностей.

4. Отступающему партнеру стройте "золотой мост". Позволяя партнеру отступить с сохранением лица, вы укрепляете его доверие к себе.

5. Не позволяйте манипулировать собой и сами не злоупотребляйте манипуляцией.